Конечно, мой рассказ не о самом Гауди, а о его архитектурных идеях.
Но применялись ли эти идеи на самом деле в Калуге?
Калуга — древний город, известный с 14-го века.
Понятно, что самые старые дома были расположены на территории Калужского Кремля, вплоть до глубокого и длинного Березуйского оврага (таких практически не осталось). А вот постройки 19-го века вполне себе служат, и даже служат жилыми помещениями; при том, что капитальный ремонт в них городские власти ни разу за 114 лет не делали...
Деньги из бюджетов за прошедшие многие лета, конечно, выделялись, но куда они девались — неизвестно. Например, в 2013 г. из бюджета на капитальный ремонт квартиры №1 дома 11А по ул. Баумана, было выделено 300 тыс. руб.
Поскольку капитальный ремонт до сих пор не сделан, жилец квартиры №1 отнес жалобу в Следственный отдел г. Калуги. Никакого ответа от силовиков до сих пор нет почему-то.
А эта калужская квартира — крайне примечательная!
Мало того, что она была построена до 1900 г., так по Охранному Свидетельству является «объектом культурного наследия» (памятником истории и культуры), и называется «Сторожка усадьбы Фалеевых-Гончаровых, XIX в.» (информация для некалужан: Гончарова Натали — калужанка, жена поэта А. С. Пушкина).
Квартира №1 расположена в кирпичном строении старинной кладки.
Это цитата из документа под названием «Охранное Обязательство», которое навязывает собственнику квартиры №1 региональное правительство.
Где же простому калужанину, который волею судьбы родился в сторожке бывшей барской усадьбы XIX века, взять денег на реализацию идеи аналогичной Гауди?
(крыша приходской школы при храме Святого Семейства в Каталонии, которая в свое время привела в полный восторг своей "conoidal" другого известного архитектора — Ле Корбюзье).
Такой архитектурный и строительный элемент, как крыша, тесно сопряжен с таким строительным и архитектурным элементом, как стены:
Но в квартире №1 калужанина нет «стен Гауди». Ни одной.
К тому же, можно ли с социально не обеспеченного собственника квартиры №1 требовать невозможного?
Нет совершенно никакой вины собственника квартиры в том, что в декабре 1991 г. на территории РСФСР неожиданно перестал существовать социализм, и начал строиться капитализм.
Налицо конфликт прав и интересов: калужанина — маленького человека (собственника жилого помещения площадью 38, 4 м², чьи прав гарантированы ст. 1 Протокола № 1 ЕКПЧ) и многосильного российского государства (№ 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия ...").
Такие споры обычно решаются в судах. Пока состоялось по этому делу 40 разбирательств.
Очень похоже на судебное преследование, я бы даже сказала: похоже на «судебную войну» (что категорически запрещено ст. 17 ЕКПЧ).
Возможно, калужанин, исчерпав все национальные средства защиты, обратится в Европейский суд по правам человека...
И тогда о «калужских идеях Гауди» заговорят во всей Европе.
...А между тем храм Святого Семейства строится до сих пор: на панораме Барселоны отчетливо видны высотные башенные краны.
Но башенный кран стоит замерши: денег на воплощение идеи Гауди нет даже в такой богатой провинции, как Каталония.
Поговаривают, что идея Гауди в принципе неисполнима...
PS
Проблема сохранения в Калуге памятников архитектуры, "аналогичных Гауди", стоит остро: уникальная квартира на улице Баумана - не единственная: разрушается и не восстанавливаются, например, возле коллегии адвокатов на улице академика Королёва забор интересной архитектуры ...
Мне думается, государственная стратегия в данном "квартирном" случае должна быть иной: у Федерации и у регионального правительства вполне есть силы и средства для прекращения судебной войны с калужанином: калужанину нужно во внеочередном порядке предоставить жилье равной жилой площади, а памятник калужской истории и культуры взять на государственный баланс.
И тогда, возможно, испанская идея Гауди приживется на калужской земле.