Инсталляцию «Свой-чужой» на тему присоединения Крыма к России убрали с экспозиции еще до официального закрытия выставки «Свое пространство», которое состоится на днях. Директор Национальной галереи Республики Коми Ольга Талянина заявила, что объект вызывал раздражение у посетителей заведения. Сама она не видела инсталляцию на открытии выставки, так как была в отпуске. По возвращении на работу она попросила куратора исправить «недоработку».

Фото Максима Полякова

Сам объект — это стилизованный пограничный столб высотой два метра. На нем установлен указатель направления, с одной стороны которого на российском триколоре написано слово «Крым», а с другой на желто-синем флаге Украины — «Крим». В описании к проекту автор указал, что инсталляция «представляет собой метафорическое описание состояния российского общества, сложившееся в результате присоединения Крыма». Посетителям выставки предлагалось провзаимодействовать с инсталляцией, пройдя с той или иной стороны от указателя. Таким образом, люди могли выразить свое мнение и узнать позицию окружающих, понаблюдав за их выбором.

Фото газеты «Республика»

В беседе с корреспондентом «7x7» Ольга Талянина пояснила, чем именно инсталляция стала раздражать посетителей:

— Была очень негативная реакция посетителей выставки. В День открытых дверей к нам приходило много посетителей, была негативная реакция. Я сама не ожидала, что так будет.

— В чем это выражалось?

На Украине идет война, Крым присоединили к России, а у вас поставили такую инсталляцию, которая подразумевает двоякое... Я не общалась с посетителями, потому что я была в отпуске. Но когда я приехала, то я узнала от сотрудников, что была очень нехорошая реакция. Поэтому я попросила куратора выставки переговорить с автором и снять ее с экспозиции, чтобы народ не раздражался на Национальную галерею, которая традиционно пропагандирует национальную культуру, а не какие-то личные измышления.

— А сколько людей сказали, что инсталляция их раздражает?

В день открытых дверей было около 200 человек. А откуда вы узнали об этой ситуации?

— Автор написал об этой ситуации в социальной сети. Мне важно понять, что в этой инсталляции не так?

У нас была делегация из Москвы, была делегация с российско-норвежского культурного форума, и все выразили негодование. Об этом даже на БНКоми написали, но коротко. Они нас пощадили, потому что знали, что мы учреждение высокого уровня. Но так случилось. Я считаю это нашей небольшой недоработкой.

— А как вы сами оцениваете эту инсталляцию?

Я никак не оцениваю. Ценности эта работа не имеет. А мы работаем на уровне. Мы же Национальная галерея Республики Коми. У нас в фондах находятся значимые произведения, не только наших мэтров, но и более молодых художников. Я уже не говорю о ценности нашей постоянной экспозиции, которая имеет мировое значение. Поэтому я никак не оцениваю.

Старший советник министра культуры Норвегии Сверре Мьеэн на выставке. Фото Евгении Габовой

Как рассказала «7x7» сотрудница центра культурных инициатив «Югор» Евгения Габова, которая сопровождала членов норвежской делегации на экскурсии в Национальной галерее Коми, иностранцы очень заинтересовались инсталляцией, сделали серию фотографий. Они много спрашивали про авторский посыл, отмечали ее своевременность, актуальность. А некоторые члены делегации подчеркнули правильность выбора места для экспонирования — Национальная галерея Коми. Никаких отрицательных отзывов у иностранцев не было.

Автор работы Андрей Станиславский отметил, что, по его наблюдениям, у людей, приходивших на выставку, также не было повальной негативной реакции. А если она у кого-то и возникла, то только потому, что гости выставки невнимательно прочитали описание к проекту.

— У меня ощущение, что многие люди, в том числе и директор Национальной галереи, не потрудились прочитать прилагаемый к проекту текст. Конечно, про столб можно было сказать, что это указатель, о который я стукнулся головой, что он просто стоит на дороге и мешает. Это поверхностный взгляд. А можно прочитать то, что я пишу в описании, разжевываю. Мне кажется, что те, кто вкладывает туда смыслы, которых в работе не было, не прочитали подробное описание того, что я хотел выразить. А я хотел сказать простую вещь: любой вопрос, по которому прекращается диалог, это тревожный звонок. Для нормального общества это не свойственно. Это может быть все, что угодно: например, противостояние вегетарианцев и мясоедов. Невозможно так, чтобы была одна точка зрения. А сейчас все вынуждены занять одну из двух точек зрения. А между этими точками зрения нет разговора. Вот о чем я хотел сказать. Если даже у тех, кто связан с искусством, не хватило внимательности прочитать это, то это лишь об их уровне говорит. И об уровне некоторых зрителей. Я и сам наблюдал за реакцией зрителей, и повальной негативной реакции не было. Некоторые, напротив, начали размышлять, видеть, что есть и другие точки зрения.



 

«7x7» публикует полное описание инсталляции, которое было доступно всем посетителям выставки.

«Куда мы движемся, в какую сторону повернем на этой исторической развилке?

В здоровом обществе не бывает абсолютного единства суждений по какому-либо вопросу. Несмотря на существование главенствующих идей и тенденций, их влияние не безраздельно — оно сдерживается благодаря наличию разнообразных сторон и интересов.

Если же большинству навязано единомыслие, оно становится управляемым, а несогласные подвергаются давлению и гонениям. При этом поляризованное общество лишается важной гармонизирующей составляющей человеческого сосуществования — диалога. Будучи жестко разделенным на два лагеря, оно вынуждено выбирать из двух противоположностей, не оставляя себе пространства для маневра.

Когда плюрализм мнений заменяется простым делением на «своих» и «чужих», начинается распад цивилизованности, ярчайший пример чего был продемонстрирован в Германии тридцатых годов XX века.

Указатель с направленными в противоположные стороны табличками «Крым» на русском и украинском языках представляет собой метафорическое описание состояния российского общества, сложившееся в результате присоединения Крыма.

Название инсталляции затрагивает несколько тем: навешивание ярлыков, само- и взаимоидентификация, восприятие принадлежности Крыма. «Свой-чужой» также является названием технических систем распознавания своих и вражеских войск.

Зрителю предлагается ощутить поляризацию на себе: вступить с инсталляцией в осмысленное взаимодействие, пройдя с той или иной стороны от указателя. Таким образом, зритель может выразить свое мнение и узнать позицию окружающих, понаблюдав за их выбором».

По просьбе редакции «7x7» несколько человек высказали свое мнение о ситуации в Национальной галерее Коми.

Андрей Ретанов, фотограф, художник, участник выставки «Свое пространство»:

Мне кажется, что директор Национальной галереи перестраховалась. По идее сама по себе инсталляция про Крым — просто объект. Некий арт-политический объект выставки и не более того. Так его и следует воспринимать. При этом автор, на мой взгляд, просто эксплуатировал «наболевшие» общественные проблемы. Там сейчас люди умирают, а мы тут делаем арт-объект — мол, вы за кого? Для меня этот столб «Крым/Крим» вообще никакой роли не сыграл, чтобы сделать выбор, на чью сторону мне встать. Это просто столб, который хотелось обойти, и не более того. Но убирать его я б не стал, так как это самовыражение в контексте общей темы. А это абсолютно нормально и приемлемо.

Лариса Иванова, режиссер театра «Фантастическая реальность»:

Видимо, госпожа Талянина посчитала, что Национальная галерея РК — это не место для провокаций. Мне тоже неинтересно, когда я вижу 3% творчества и 97% политики. Хотя убирать работу за два дня до закрытия выставки — не вариант. И потом, это же пиар для художника, теперь даже те, кто не знал, узнают о нем, о его работе, это же замечательно.

Анжела Разманова, художник:

На мой взгляд, это очень провинциально предсказуемо, даже по-своему мило. Ольга Леонидовна отлично пропиарила Андрея Станиславского. Таким образом, акт современного искусства завершился очень правильно. Безобидная инсталляция приобрела значимость и послужила темой для обсуждения. Выставка обросла историей. Если бы речь шла о проекте в МАММе или ЭРАРТЕ, то такое действие было бы просто сценарным ходом. Но у нас «дизельэлектропоезд проезжает раз в год».