Инсталляцию «Свой-чужой» на тему присоединения Крыма к России убрали с экспозиции еще до официального закрытия выставки «Свое пространство», которое состоится на днях. Директор Национальной галереи Республики Коми Ольга Талянина заявила, что объект вызывал раздражение у посетителей заведения. Сама она не видела инсталляцию на открытии выставки, так как была в отпуске. По возвращении на работу она попросила куратора исправить «недоработку».
Сам объект — это стилизованный пограничный столб высотой два метра. На нем установлен указатель направления, с одной стороны которого на российском триколоре написано слово «Крым», а с другой на желто-синем флаге Украины — «Крим». В описании к проекту автор указал, что инсталляция «представляет собой метафорическое описание состояния российского общества, сложившееся в результате присоединения Крыма». Посетителям выставки предлагалось провзаимодействовать с инсталляцией, пройдя с той или иной стороны от указателя. Таким образом, люди могли выразить свое мнение и узнать позицию окружающих, понаблюдав за их выбором.
Фото газеты «Республика»
В беседе с корреспондентом «7x7» Ольга Талянина пояснила, чем именно инсталляция стала раздражать посетителей:
— Была очень негативная реакция посетителей выставки. В День открытых дверей к нам приходило много посетителей, была негативная реакция. Я сама не ожидала, что так будет.
— В чем это выражалось?
— На Украине идет война, Крым присоединили к России, а у вас поставили такую инсталляцию, которая подразумевает двоякое... Я не общалась с посетителями, потому что я была в отпуске. Но когда я приехала, то я узнала от сотрудников, что была очень нехорошая реакция. Поэтому я попросила куратора выставки переговорить с автором и снять ее с экспозиции, чтобы народ не раздражался на Национальную галерею, которая традиционно пропагандирует национальную культуру, а не какие-то личные измышления.
— А сколько людей сказали, что инсталляция их раздражает?
— В день открытых дверей было около 200 человек. А откуда вы узнали об этой ситуации?
— Автор написал об этой ситуации в социальной сети. Мне важно понять, что в этой инсталляции не так?
— У нас была делегация из Москвы, была делегация с российско-норвежского культурного форума, и все выразили негодование. Об этом даже на БНКоми написали, но коротко. Они нас пощадили, потому что знали, что мы учреждение высокого уровня. Но так случилось. Я считаю это нашей небольшой недоработкой.
— А как вы сами оцениваете эту инсталляцию?
— Я никак не оцениваю. Ценности эта работа не имеет. А мы работаем на уровне. Мы же Национальная галерея Республики Коми. У нас в фондах находятся значимые произведения, не только наших мэтров, но и более молодых художников. Я уже не говорю о ценности нашей постоянной экспозиции, которая имеет мировое значение. Поэтому я никак не оцениваю.
Как рассказала «7x7» сотрудница центра культурных инициатив «Югор» Евгения Габова, которая сопровождала членов норвежской делегации на экскурсии в Национальной галерее Коми, иностранцы очень заинтересовались инсталляцией, сделали серию фотографий. Они много спрашивали про авторский посыл, отмечали ее своевременность, актуальность. А некоторые члены делегации подчеркнули правильность выбора места для экспонирования — Национальная галерея Коми. Никаких отрицательных отзывов у иностранцев не было.
Автор работы Андрей Станиславский отметил, что, по его наблюдениям, у людей, приходивших на выставку, также не было повальной негативной реакции. А если она у кого-то и возникла, то только потому, что гости выставки невнимательно прочитали описание к проекту.
— У меня ощущение, что многие люди, в том числе и директор Национальной галереи, не потрудились прочитать прилагаемый к проекту текст. Конечно, про столб можно было сказать, что это указатель, о который я стукнулся головой, что он просто стоит на дороге и мешает. Это поверхностный взгляд. А можно прочитать то, что я пишу в описании, разжевываю. Мне кажется, что те, кто вкладывает туда смыслы, которых в работе не было, не прочитали подробное описание того, что я хотел выразить. А я хотел сказать простую вещь: любой вопрос, по которому прекращается диалог, это тревожный звонок. Для нормального общества это не свойственно. Это может быть все, что угодно: например, противостояние вегетарианцев и мясоедов. Невозможно так, чтобы была одна точка зрения. А сейчас все вынуждены занять одну из двух точек зрения. А между этими точками зрения нет разговора. Вот о чем я хотел сказать. Если даже у тех, кто связан с искусством, не хватило внимательности прочитать это, то это лишь об их уровне говорит. И об уровне некоторых зрителей. Я и сам наблюдал за реакцией зрителей, и повальной негативной реакции не было. Некоторые, напротив, начали размышлять, видеть, что есть и другие точки зрения.
«7x7» публикует полное описание инсталляции, которое было доступно всем посетителям выставки.
«Куда мы движемся, в какую сторону повернем на этой исторической развилке?
В здоровом обществе не бывает абсолютного единства суждений по какому-либо вопросу. Несмотря на существование главенствующих идей и тенденций, их влияние не безраздельно — оно сдерживается благодаря наличию разнообразных сторон и интересов.
Если же большинству навязано единомыслие, оно становится управляемым, а несогласные подвергаются давлению и гонениям. При этом поляризованное общество лишается важной гармонизирующей составляющей человеческого сосуществования — диалога. Будучи жестко разделенным на два лагеря, оно вынуждено выбирать из двух противоположностей, не оставляя себе пространства для маневра.
Когда плюрализм мнений заменяется простым делением на «своих» и «чужих», начинается распад цивилизованности, ярчайший пример чего был продемонстрирован в Германии тридцатых годов XX века.
Указатель с направленными в противоположные стороны табличками «Крым» на русском и украинском языках представляет собой метафорическое описание состояния российского общества, сложившееся в результате присоединения Крыма.
Название инсталляции затрагивает несколько тем: навешивание ярлыков, само- и взаимоидентификация, восприятие принадлежности Крыма. «Свой-чужой» также является названием технических систем распознавания своих и вражеских войск.
Зрителю предлагается ощутить поляризацию на себе: вступить с инсталляцией в осмысленное взаимодействие, пройдя с той или иной стороны от указателя. Таким образом, зритель может выразить свое мнение и узнать позицию окружающих, понаблюдав за их выбором».
По просьбе редакции «7x7» несколько человек высказали свое мнение о ситуации в Национальной галерее Коми.
Андрей Ретанов, фотограф, художник, участник выставки «Свое пространство»:
— Мне кажется, что директор Национальной галереи перестраховалась. По идее сама по себе инсталляция про Крым — просто объект. Некий арт-политический объект выставки и не более того. Так его и следует воспринимать. При этом автор, на мой взгляд, просто эксплуатировал «наболевшие» общественные проблемы. Там сейчас люди умирают, а мы тут делаем арт-объект — мол, вы за кого? Для меня этот столб «Крым/Крим» вообще никакой роли не сыграл, чтобы сделать выбор, на чью сторону мне встать. Это просто столб, который хотелось обойти, и не более того. Но убирать его я б не стал, так как это самовыражение в контексте общей темы. А это абсолютно нормально и приемлемо.
Лариса Иванова, режиссер театра «Фантастическая реальность»:
— Видимо, госпожа Талянина посчитала, что Национальная галерея РК — это не место для провокаций. Мне тоже неинтересно, когда я вижу 3% творчества и 97% политики. Хотя убирать работу за два дня до закрытия выставки — не вариант. И потом, это же пиар для художника, теперь даже те, кто не знал, узнают о нем, о его работе, это же замечательно.
Анжела Разманова, художник:
— На мой взгляд, это очень провинциально предсказуемо, даже по-своему мило. Ольга Леонидовна отлично пропиарила Андрея Станиславского. Таким образом, акт современного искусства завершился очень правильно. Безобидная инсталляция приобрела значимость и послужила темой для обсуждения. Выставка обросла историей. Если бы речь шла о проекте в МАММе или ЭРАРТЕ, то такое действие было бы просто сценарным ходом. Но у нас «дизельэлектропоезд проезжает раз в год».