Российский парламент принял в третьем чтении закон об ужесточении антиэкстремистского законодательства. В частности, закон вводит в Уголовный кодекс новую статью, которая предусматривает наказание за финансирование «экстремистских организаций» вплоть до лишения свободы сроком на 3 года. Кроме того, законом вводится уголовное наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием Интернета. Наказание за это преступление предполагает в том числе лишение свободы на срок до 5 лет. Отметим, до сих пор такие деяния были уголовно наказуемыми только с использованием СМИ.

Интернет-журнал «7x7» поинтересовался мнением кировских общественников и оппозиционеров по поводу ужесточения российского законодательства в сфере борьбы с экстремизмом.

Элунур Гусейнов, член Общественной палаты Кировской области, президент благотворительного фонда «Азербайджан»:

— Я поддерживаю принятие данного закона. Считаю, что те, кто призывает к совершению экстремистской деятельности, в блогах, соцсетях, должны получать наказание. Например, есть блогеры, призывающие «огородить Кавказ колючей проволокой». По моему мнению, это недопустимо, так как Россия — многонациональная страна. Не думаю, что принятие данного закона как-то запугает оппозицию и гражданское общество в России, потому что противники власти, выходя на улицу и высказывая собственное мнение, не призывают делить людей по национальному признаку, не совершают экстремистских действий. Поэтому им нечего бояться.

Евгений Кокоулин, правозащитник: 

— Призывы к совершению преступлений — это тоже серьезное преступление. Однако вопрос в том, что считать преступлением. Допустим, призыв провести пикет, это преступление или нет? Или, с другой стороны, призыв совершить погром или уничтожить какого-либо человека, сжечь какое-нибудь здание? Поэтому нужно смотреть, к какому действию совершается призыв. Учитывая влияние на массовое сознание граждан, Интернет действительно является мощным информационным ресурсом. Я считаю, что нужна культура политического общения, в том числе и политической критики.

Николай Пихтин, член Общественной палаты Кировской области: 

— Госдума постоянно нас удивляет подобными законами, но в данном случае лично мне не понятно, что можно считать экстремизмом. Отчасти подобные меры запугают гражданское общество и противников власти. Если приняли такой закон, значит, через некоторое время, возможно, мы будем наблюдать очередной судебный процесс именно по новым статьям. Для этого все и делается: чтобы запугать оппозицию и гражданское общество. Не исключаю, что вся кампания по «закручиванию гаек» может закончиться политическим взрывом. Хотя государство будет действовать жестко, как по Болотному делу, однако всему есть рамки и пределы. И когда власть переходит грань терпения общества, происходят массовые акции протеста.

Олег Ткачёв, заместитель секретаря Общественной палаты Кировской области:

— Путь по «закручиванию гаек», который выбрала российская власть — это путь в никуда. Увеличение ответственности не дает никакого эффекта, если отсутствует неотвратимость наказания и существует принцип избирательного правосудия. Например, когда не увидели в действиях одной группы людей состава преступления, а у одного человека, просмотрев записи в соцсетях, образцово-показательно наказали. Думаю, что это путь к развалу страны, дискредитации законодательства. Кроме того, представители оппозиции и гражданского общества прекрасно понимают, в какой стране живут, и поэтому подобными мерами пугать людей уже поздно. Все, что нас не убивает, делает сильнее: вершины гражданской доблести проявлялись в самые темные времена мракобесия. Возможно, именно таким образом у нас будет формироваться и укрепляться гражданское общество. Может быть, в исправительных колониях, где содержится большое количество гражданских деятелей, они станут влиять на уголовную среду, а не наоборот, и тюрьмы перерастут из кузницы кадров уголовного мира в кузницу кадров гражданского общества.

Иван Шубин, активист «Автономного действия»:

— Подобными законами власть лишь усугубляет свое и без того плачевное положение. Чем больше будут «зажимать тиски», тем сильнее будет сопротивление. Свобода — это такая же естественная потребность человека, как еда и сон. Поэтому подобные законы могут лишь пробудить ото сна народные массы, именно такие нововведения сломают их иллюзорные представления о «счастливой жизни в демократическом государстве».