Осужденные из разных регионов России, отбывая наказание в колониях Кировской области, пишут заявления о переводе в исправительное учреждение по месту жительства. Так, за первый квартал 2014 года ими было написано 83 просьбы, и не одной из них не было удовлетворено. Причины отказов выяснял корреспондент «7x7».
Вопрос перевода из исправительного учреждения Кировской области для дальнейшего отбывания наказания в колонию по месту жительства стоит крайне остро. Осужденные отмечают, что в отношении них и их родственников грубо нарушаются все права человека, данные им Конституцией РФ, а все аргументы и справки игнорируются и не берутся во внимание. Так, один осужденный, отбывающий наказание в Верхнекамском районе, получает один отказ за другим, несмотря на все жалобы и предоставление всевозможных справок, а именно: о низком материальном положении семьи, болезни родственников и наличии малолетних детей.
ФСИН России не находит оснований для удовлетворения требований заключенных, поэтому большинство получают одинаковый ответ, который сводится к тому, что «причин, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении Кировской области, не имеется».
Дмитрий Кокорин, помощник начальника УФСИН России по Кировской области по соблюдению прав человека, поясняет, что законодательство нарушено не было и права осужденных в этом случае не ущемляются:
— Эти решения не противоречат закону. Они основаны на части 4 статьи 73 УИК РФ, которая определяет, что осужденные при особо опасном рецидиве преступлений направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Дело в том, что осужденных из других регионов присылают исключительно по распоряжению ФСИН России, то есть вопросы о переводах обратно по месту жительства осужденных решаются не в Кирове, а в Москве.
Кроме того, Дмитрий Викторович поясняет, что в статье 81 УИК РФ предусмотрено, что «осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. И перевод допускается только в случае болезни осужденного, для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах». Но какого рода могут быть исключительные обстоятельства — в статье не определено. По словам Дмитрия Кокорина, были случаи, когда УФСИН России по Кировской области удовлетворял жалобы и переводил осужденных в связи с личной безопасностью, но это происходило в пределах нашего региона из одной колонии в другую. Также осужденных переводили по медицинским показаниям, но в этих случаях речь шла уже о переводе из исправительной колонии в лечебно-исправительное учреждение. Дмитрий Кокорин объясняет:
— Мы постоянно ведем разъяснительную работу с осужденными по данному вопросу. Писать в УФСИН России по Кировской области нецелесообразно, так как этот вопрос не в нашей компетенции. Осужденным и их родственникам необходимо обращаться с подобными просьбами в ФСИН России, четко аргументируя свои доводы, возможно, прилагая соответствующие документы (справки о семейном и материальном положении или о состоянии здоровья).
Решение, из каких регионов осужденные будут отбывать наказание в Кировской области, зависит полностью от ФСИН России и от вида режима колонии. Например, в прошлом году в наш регион направляли осужденных из Ростовской области, Краснодарского края, Республики Марий Эл, Волгоградской области, Москвы, Ивановской области, Алтайского края и других регионов России. В этом — из Ингушетии, Татарстана, Башкирии, Орловской области, Республики Марий Эл и ряда других регионов. Кстати, Кировская область — регион относительно некриминогенный, поэтому традиционно самих кировских осужденных в колониях мало. Поэтому отправляют отбывать наказание оттуда, где колонии переполнены. В итоге в Кировской области отбывают наказание от 50 до 90% иногородних, а в колониях особого режима 96% составляют осужденные из других регионов.