В Верховном суде Коми началось рассмотрение апелляционной жалобы правозащитника Эрнеста Мезака, журналиста Сергея Сорокина, КПК «Мемориал» и «Вектор-К» на решение Эжвинского суда, вынесенное в ноябре 2013 года.
Тогда дочь председателя Конституционного суда республики Владимира Кретова — Ирина Новикова — выиграла дело о компенсации морального вреда у правозащитников и журналистов, которые разместили в интернете ее фото в сыктывкарском ночном клубе «Релакс» в компании стриптизеров.
Напомним, что впервые кандидатура Ирины Новиковой, которая на тот момент с 2005 года работала помощником одного из судей Сыктывкарского горсуда, на должность судьи рассматривалась в январе 2011 года. Квалификационная коллегия судей РК не дала своей рекомендации на это назначение.
По всей видимости, основанием послужило обращение, присланное в квалифколлегию Коми правозащитной комиссией «Мемориал», с фотографиями из архива газеты «Зырянская жизнь», на которых кандидатка в судьи была запечатлена в объятиях танцоров во время показа стритиз-шоу в увеселительном заведении Сыктывкара.
Однако три месяца спустя решение республиканской квалифколлегии было отменено Высшей квалификационной Коллегией судей РФ, официально это обнародовано не было. Повторно собравшаяся квалифколлегия судей республики, посовещавшись в закрытом режиме, дала рекомендацию И. Новиковой на ее назначение на должность судьи Сыктывкарского горсуда. Далее документы направили на рассмотрение в администрацию президента России. И там кандидатуру Ирины Новиковой не утвердили.
Ирина Новикова подала в Сыктывкарский горсуд исковое заявление, в котором указала, что следствием данных публикаций явились «причинение ей тяжелого морального вреда, стресс, ухудшение здоровья и непоправимый урон ее профессиональной репутации, чести и достоинству».
Ровно год назад, в мае 2013-го, в Сыктывкарском горсуде состоялось судебное заседание по иску Ирины Новиковой к Эрнесту Мезаку, Сергею Сорокину, КПК «Мемориал» и «Вектор-К» о защите чести и достоинства. Рассмотрение дела закончилось, едва успев начаться: ответчики заявили отвод всему составу Сыктывкарского горсуда, и их ходатайство было удовлетворено.
В июле все того же 2013-го стало известно о том, гражданское дело по иску дочери председателя Конституционного суда Коми к КПК «Мемориал» и «Вектор-К» будет рассмотрено в Эжвинском райсуде города Сыктывкара. В Эжвинском суде истица выиграла дело о компенсации морального вреда. После чего правозащитники подали в Верхсуд региона апелляционную жалобу.
Фото Ярославы Пархачевой
На сегодняшнем заседании представитель журналиста Сергея Сорокина Эрнест Мезак и представитель КПК «Мемориал» Владимир Зубков заявили отвод составу коллегии Верховного суда Коми, еще раз озвучив свою позицию: по их мнению, дело изначально должно было рассматриваться в судах общей юрисдикции за пределами республики.
— Когда в первый раз квалифколлегия судей республики рассматривала это дело, председатель квалифколлегии попросила не предавать огласке обращение КПК «Мемориал». Мы выполнили эту просьбу, — рассказал Эрнест Мезак. — Когда было второе рассмотрение квалифколлегии, члены «Мемориала» намеревались провести пикетирование в день заседания возле суда. Подходит судья Верховного суда Коми Смирнова и просит меня лично не создавать ажиотажа. Уважили мнение судьи, не стали проводить. Как происходило рассмотрение дела в Эжвинском суде. Сыктывкарский горсуд отвелся полным составом от рассмотрения. Но уже после вынесения решения выясняется, что судья Эжвинского суда Соболев никак не иначе как супруг судьи Сыктывкарского городского суда в отставке. Более того, потом еще выясняется, что господин Соболев участвовал в лотерее, проведенной в связи с выборами Президента РФ, и получил машину. Правда, постеснялся сообщить, что он судья. Самое интересное, что за несколько лет до этого ситуацию с проведением всех этих лотерей обжаловал не кто иной, как я, а рассматривал ее отец истца. То есть все это настолько было завязано в единый клубок, что в этой ситуации рассмотрение этого дела в судах Коми было парадоксальным нонсенсом, не побоюсь этой тавтологии.
Владимир Зубков ходатайство коллеги поддержал.
— Полагаю, что первый этап настоящего спора уже показал невозможность рассмотрения иска госпожи Новиковой в судах Республики Коми. Весь состав Сыктывкарского горсуда не взял на себя смелость рассматривать подобный иск. Господин Соболев же не проявил гражданской позиции и не позволил себе взять самоотвод. Вам лично я, безусловно, доверяю, — обратился он к коллегии Верхсуда республики. — Правление КПК «Мемориал» единогласно проголосовало за предложения, озвученные господином Мезаком, после поступивших к нему просьб от судей Верховного суда Республики Коми. Очевидно, что рассматривать в Верховном суде настоящую жалобу недопустимо.
Отметим, что сама Ирина Новикова в суде сегодня не присутствовала. Ее интересы представляла Галина Кузнецова. Ожидаемо, представитель не согласилась с заявленным ходатайством, выразив мнение, что оснований для отводов состава суда не имеется.
В удовлетворении ходатайства в итоге было отказано. После чего рассмотрение дела продолжилось.
Эрнест Мезак заявил о том, что еще во время рассмотрения дела в суде первой инстанции правозащитники просили истребовать у квалифколлегии судей материалы обсуждения заявления, поданного КПК «Мемориал», которое послужило основанием для исковых требований, чтобы рассмотреть в суде спорные действия в том кте, в каком они были совершены. Суд отказал и в этом. Поэтому правозащитники были вынуждены повторить требование сегодня уже в Верховном суде республики.
— По имеющейся у нас информации, все доводы, изложенные господином Сажиным в обращении к квалификационной Коллегии судей, были приняты во внимание всем составом коллегии. А обращение КПК "Мемориал" с приложенными к нему фото, по нашей информации, передано каждому члену Коллегии. Результаты голосования в первом заседании квалификационной коллегии были основаны, по нашему мнению, в том числе и на обстоятельствах, указанных в обращении КПК "Мемориал", — добавил Владимир Зубков, дополнив выступление Эрнеста Мезака.
Представитель Ирины Новиковой — Галина Кузнецова — заявила, что, по ее мнению, документ этот не имеет отношения к рассматриваемому спору.
— Уважаемый суд, я не представляю, каким образом представителю истца стало известно, что спорные фотографии не обсуждались на квалификационной коллегии судей. Мы, напротив, настаиваем, что они были предметом обсуждения. И это, очевидно, должно было быть отражено в протоколе самого заседания, — возразил Владимир Зубков.
— Рассмотрение фотографий на этом заседании доказывает наличие общественного интереса. На первом заседании госпожа Новикова говорила о том, что фото были сделаны, когда она еще была студенткой. По ее мнению, студентам можно ходить на мужской стриптиз, даже если у них отец работает судьей Конституционного суда Республики Коми. После этого квалифколлегия запросила дополнительные сведения по дате опубликования этих фотографий. И мы представили доказательства, — дополнил Эрнест Мезак.
Между тем, как было озвучено в суде, изначально в газете публиковали фото со стриптиз-шоу. Ирину Новикову на них идентифицировали только через три года, поэтому возникновение спора — случайно. По мнению суда, вынесшего решение по делу, основным объектом фотографии является Ирина Новикова.
— Я хочу обратить внимание, что, безусловно, основным объектом использования этих фотографий являются стриптизеры. Если бы их не было, никакого смысла публиковать эти фотографии тоже не было бы. С этим решением суда мы категорически не согласны, потому что сама Новикова нам глубоко безразлична, — внес реплику Эрнест Мезак.
— При обсуждении кандидатуры госпожи Кретовой на должность судьи основной акцент, безусловно, ставился на информации из обращения господина Сажина. Насколько нам известно, вопросы задавались исключительно в отношении ее поведения, в том числе и во время вышеуказанного мероприятия. При этом прошу обратить внимание: в тот момент, когда госпожа Кретова подняла ногу для того, чтобы подняться на сцену ночного клуба, она, безусловно, должна была предполагать, какие негативные последствия в связи с этим могут наступить. В зале на тот момент присутствовало достаточное количество журналистов и фотокорреспондентов. Очевидно, что фотовспышки она видела. Кроме того, в каждом клубе существует штатный фотограф, который, к великому сожалению истицы, не спрашивает, является ли она дочерью председателя суда, при попытке сфотографировать ее и выставить потом информацию на сайт клуба, — отметил Владимир Зубков.
В итоге сегодня суд отложил рассмотрение дела до 9 июня. Кроме того, суд отказал истребовать материалы заседания квалифколлегии, однако решил исследовать обращение в Коллегию самостоятельно.