Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, большой любитель «мужских вызовов», в преддверии визита полпреда по СЗФО Владимира Булавина продемонстрировал полнейшее надувательство щек, отличное умение оправдываться за собственное бездействие и переводить стрелки.

Речь на вчерашнем оперативном совещании шла о проблемах расселения аварийного жилфонда региона. Озвучено, что нарекания вызывает работа 20 муниципалитетов, среди которых не только глубинка, но и крупные города. При этом область, как водится, «сделала все от нее возможное», а то, что МО там сроки срывают — так все вопросы к ним.

«Расселять аварийное жилье Архангельска будем сами, без участия мэрии», — такое заявление своего шефа услужливо подхватила губернаторская пресс-служба и уже поторопилась его растиражировать. При этом еще только ленивый не в курсе, что область не оказывает никакой поддержки городу в реализации федеральной программы по Фонду реформирования ЖКХ. Архангельск должен был вернуть почти 140 миллионов рублей по домам на улице Доковской — только из-за того, что чиновники областного правительства в угоду своим амбициям не пошли навстречу мэрии и не стали вникать в тонкости законодательства. А между тем федеральным законом позволялось зачесть квадратные метры уже сданного дома на улице 40 Великой Победы, где квартиры как раз и получили те, кто был переселен из ветхого жилья. К тому же, дом строился исключительно муниципалитетом, — то есть все условия программы были соблюдены. Однако г-н замгубернатора Алсуфьев, которому Орлов сегодня перепоручил «разработать план мер в отношении бездействия муниципалитета», в январе 2013 года, когда можно и нужно было сесть за стол переговоров и вникнуть в общую проблему и разрулить ее общими усилиями, — отделался отпиской.

Тогда, в январе 2013-го, Алсуфьеву в письме мэрии было разжевано, что на строительстве домов по улице Доковской выполнены работы на сумму 124,9 млн рублей, остаток неосвоенных средств составляет 31 млн рублей, и мэрия намерена завершить строительство. В феврале этого же года мэрия еще раз напомнила тогдашнему министру ТЭК и ЖКХ Игорю Войстратенко, что изменения в законодательство допускают замещение сданных жилых площадей по расселению ветхого жилья, то есть муниципалитет действовал на основании закона, и основания для возвращения средств финансовой поддержки Фонда отсутствуют.

Тем не менее 25 марта 2013 года замгубернатора на голубом глазу — как не читал —  обращается с письмом к мэру Архангельска с требованием вернуть в областной бюджет средства фонда в размере более 139 млн рублей, а также областные средства по программе софинансирования в размере 10,4 млн рублей. Господин Алсуфьев, хоть и ссылается на изменения в законодательстве, сообщает, что «по условиям Федерального закона, действовавшим до 25 декабря 2012 года, зачет параметров программ по переселению граждан из аварийного жилфонда, реализовывавшихся в МО одновременно с программами Фонда, не подразумевает зачета средств предоставленной финансовой поддержки Фонда, а позволяет избежать санкций по ее немедленному возврату. Предоставление финансовой поддержки носит исключительно адресный характер» (цитата).

Возникает резонный вопрос: кто готовит для высших чиновников области документы? И чем занимается целый правовой департамент? Ведь любой студент-первокурсник юрфака мог бы объяснить областному чиновнику, что ссылаться на декабрь 2012-го года при принятых в июле 12-го года изменениях в закон — нонсенс.

В своем письме сначала министру Войстратенко, затем губернатору Орлову от 28 мая 2013 года мэр города Виктор Павленко пишет, что можно было избежать возврата денег в Фонд, внеся соответствующие изменения в адресные программы в части восстановления объемов финансирования: «Считаем, что для выполнения условий Федерального закона не было необходимости исключать из программ мероприятия по МО «Город Архангельск», а своевременное внесение изменений в программы не привело бы к сложившейся ситуации. Мэрия города неоднократно обращалась в правительство области с запросами о возможности дальнейшего использования неизрасходованных средств на завершение строительства по ул. Доковская. Работы нами были продолжены. На 1 января 2013 года выполнено работ на сумму 124,9 млн рублей. На основании этого, с учетом ограниченных возможностей городского бюджета, обеспечить возврат средств Фонда в требуемых объемах не представляется возможным».

Итак: как только область почувствовала, что заваливает этап программы Фонда и неизбежен возврат федеральных денег, так тут же заварила кашу с незачетом квадратных метров и переложила возврат на Архангельск. А ведь всего-то и нужно было областным чиновникам повнимательнее вникнуть в законодательство, зачесть площади новостройки в Северном округе, и деньги бы остались в городе, а дома на улице Доковской были бы достроены. Но проще оказалось публично выпороть мэрию...

Город наступать дважды на одни и те же грабли не намерен, поэтому мэрия приняла непростое для себя решение — не подавать в этом году заявку на участие во втором этапе федеральной программы. В ходе «информационной войны» областью это было максимально раздуто, мол, мэрия «умыла руки», потому что «не умеет работать». Между тем муниципалитет заявлял об этом еще в 2013 году — что до конца 2014 года нереально построить первую очередь в Цигломени и выполнить условия программы. Но если не будет завершен первый этап, а город заявится на второй, то денег он не получит. Более того, придется вернуть Фонду деньги, выделенные на первый этап. Поэтому решено завершить первый этап строительства и заявиться на участие в программе через год, — чтобы не подводить Архангельскую область в целом. Графики муниципалитетом направлены в областное правительство.