Сегодня парламент Коми принял обращение к Министерству культуры России с просьбой об исключении деревянного двухэтажного здания сыктывкарской школы №13 из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Похоже, что ни депутаты, ни чиновники толком не понимают, какого архитектурного наследия может лишиться город и республика.

Фото Игоря Бобракова

Проект этого здания принадлежит архитектору Александру Холопову — яркой и незаурядной личности, до сих пор недооцененной у себя на родине. Он родился в местечке Кочпон возле Усть-Сысольска в семье неграмотного иконописца, но получил блестящее образование сначала в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге. В столице Российской империи он начал творить как архитектор и, кстати, участвовал в проекте оформления знаменитого Дворцового моста.

В революционный 1917 год он вернулся на родину. В его доме в Кочпоне в 1918 году более полугода жила с сыновьями Ольга Керенская — жена к тому времени уже бывшего премьера Александра Керенского. Спустя десятилетия считающийся классиком коми литературы Геннадий Федоров, опираясь на этот факт, выведет образ Холопова в качестве отрицательного героя под именем архитектора Космортова в псевдоисторическом романе «Когда наступает рассвет».

Между тем Александр Холопов стал первым штатным архитектором Коми автономной области. Он спроектировал Дом спорта, Народный дом, Дом искусств, метеостанцию и школу. Холопов умер в Ленинграде от голода во время блокады. Большинство его усть-сысольских проектов так и не было реализовано, а из всех его творений в Коми сохранились только школа №13 и бывшая церковно-приходская школа в Выльгорте, где сейчас располагается музей.

В строительстве школы в Усть-Сысольске принимало участие чуть ли не все население города, даже пионеры, которые заготавливали для нее мох. Строительство было закончено в 1928 году.

В 1969 году школу реорганизовали в коррекционную под несчастливой цифрой 13. И через 36 лет (в сентябре 2005 года) она пострадала от пожара, ставшего результатом умышленного поджога. На восстановление здания требовалось 25 миллионов рублей, но таких средств в бюджете не нашлось.

Как сообщил на предсессионных заседаниях парламентских комитетов министр культуры Коми Артур Рудольф, поиск инвесторов, согласных за свои деньги восстановить это здание, ни к чему не привел. Бывшая школа расположена не в густонаселенной части города, рядом со взлетно-посадочной полосой аэропорта «Сыктывкар», а потому для бизнеса это здание никакого интереса не представляет.

Летом прошлого года комиссия Министерства культуры Коми обследовала техническое состояние здания и сочла этот объект культурного значения утраченным. К такому же выводу пришли и московские эксперты.

Из всех народных избранников, голосовавших за обращение в российское Министерство культуры, только первый заместитель Председателя Госсовета РК Валерий Марков признался, что испытывает чувство горечи.


— Это, пожалуй, был единственный памятник деревянного зодчества, которым республика и город Сыктывкар могли бы гордиться, — заявил первый вице-спикер на заседании парламентского Комитета по социальной политике. — Посмотрите, как Москва борется за Шуховскую башню, которую тоже предлагают снести. Неужели мы свой памятник потеряем? А ведь даже не пытались по-серьезному его сохранить.

Артур Рудольф несколько успокоил депутата, сообщив, что в 99,9 процентов случаев подобного обращения об исключении из объектов культурного наследия российское правительство отказывает. В таком случае объект придется воссоздать из тех же материалов и в тех же объемах.

— Я это восприму с чувством глубокой благодарности к российскому правительству, потому что это памятник не только архитектуры, но человеческого энтузиазма тех давних лет, — сказал Валерий Марков. Но при этом он предположил, что на этот участок земли, где еще стоит бывшая школа, уже кто-то положил глаз. В этом районе строится немало коттеджей.