Жители 15 населенных пунктов Ижемского района потребовали от компании «ЛУКОЙЛ-Коми» прекратить работу на территории муниципалитета до выполнения своих требований. Такое решение вчера единогласно приняли участники собрания в селе Краснобор, на котором присутствовало более 200 человек. Людей возмутило потребительское отношение нефтяников к ижемской земле и нарушение экологических норм. Среди главных требований — беспрепятственный допуск членов инициативной группы (в нее вошли шесть человек) на объекты «ЛУКОЙЛа», если поступают сигналы о нарушении природоохранного законодательства, проведение повторных слушаний в Красноборе по вопросу строительства нефтяных скважин в непосредственной близости от села, пересмотр договора социального партнерства между администрацией района и «ЛУКОЙЛом», где были бы прописаны затраты на Краснобор. Присутствовавшие на встрече представители добывающей компании попросили инициативную группу сформулировать список вопросов, волнующих людей, которые будут проработаны и рассмотрены в течение месяца. «7х7» представляет репортаж с эмоционального собрания в Красноборе, где люди не стеснялись говорить о своих бедах и проблемах.

Хронология событий

26 февраля экологи, жители Краснобора, выразили озабоченность тем, что в непосредственной близости к селу началась подготовка к бурению нефтяных скважин.

6 марта в 100 км от Ижмы на участке компании «ЛУКОЙЛ-Коми» произошел нефтеразлив.

31 марта жители нескольких поселков Ижемского района потребовали от компании «ЛУКОЙЛ-Коми» приостановить свою деятельность на территории муниципалитета.

11 апреля депутаты Совета Ижемского района поддержали требования жителей и также потребовали от нефтяной компании приостановить свою работу.

* * *

К небольшому автобусу в АТП Ижмы неспешно подходят люди. Это те, кто захотел поддержать красноборцев на встрече с представителями компании «ЛУКОЙЛ-Коми». Проезд в обе стороны для них бесплатный.

— А кто еще должен прийти? — пока собрались 12 человек.

— Так ведь список есть. Посмотри.

Женщина достает из сумки бумагу и начинает перекличку. В автобусе совершенно разные люди: бывшие чиновники, пенсионеры, школьники, работающая молодежь.

— И в прошлый раз молодежь ездила, — говорит депутат райсовета Эмилия Братенкова.

Женщина подчеркивает, что на первом общем собрании 30 марта, на котором люди осудили деятельность нефтяников, жители Краснобора обрадовались, увидев людей из других населенных пунктов. Для них было важно понимать, что их поддерживают. Именно поэтому и сегодня был организован транспорт.

* * *

Встреча с представителями компании «ЛУКОЙЛ-Коми» проходит в сельском клубе. Люди постепенно занимают места в зале: сначала на задних рядах, потом — в середине. Опоздавшим приходится садиться в первые ряды или на скамейки, расставленные в проходах. Всего в зале более 200 человек, в том числе и руководитель администрации Ижемского района Игорь Норкин.

С опозданием в десять минут места в президиуме занимают работники добывающей компании. К ним присоединяется председатель движения «Изьватас» Николай Рочев, которого избрали председателем собрания. В своей вступительной речи он подчеркивает, что прошлое собрание в Красноборе двухнедельной давности вызвало резонанс не только в Коми, но и за ее пределами.

— На том собрании не было представителей «ЛУКОЙЛа». Они говорят, что не знали [о собрании], — поясняет Николай Рочев. — В пятницу состоялось заседание Совета Ижемского района, на котором депутаты поддержали требования красноборского собрания [жители потребовали от компании приостановить свою деятельность на территории района до выполнения нескольких требований]. Сегодня прилетели представители компании из Москвы. Думаю, что разговор будет серьезным. В конце мы выработаем какое-то решение.

* * *

Волна народного возмущения захлестнула Краснобор, когда в непосредственной близости от поселка ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» начало подготовку к строительству буровых скважин. 

Проект предполагает, что рядом с населенным пунктом будет построено три куста скважин: №112 — в 700 метрах от домов, №16 — в 2 км, №3 — в 1,7 км. При этом одна из этих скважин будет находиться в 820 метрах от местного водозабора. Об этом рассказывает представитель подрядной организации, которая готовила проект бурения скважин для «ЛУКОЙЛ-Коми»:

— Чтобы избежать попадания нефтегазоносной эмульсии в питьевую скважину, нами была составлена карта 3D, на которой стволы проектируемых скважин проецируются вместе со стволом водозаборной скважины... Как мы видим, стволы скважин не пересекаются. Физического попадания загрязняющих веществ как при бурении, так и при эксплуатации нефтяных скважин в воду водозаборной скважины не будет происходить.

Он же добавляет, что буровой шлам будет складироваться в специальном амбаре (40х40 метров, глубина 3 метра). Его дно будет покрыто непроницаемой пленкой, чтобы пресечь попадание загрязняющих веществ в нижние слои породы. Когда буровые работы будут закончены, амбар планируется сровнять с землей и высадить на этом месте деревья.

Мужчина заверяет, что буровые работ никак не повлияют на качество воды, она по-прежнему будет чистой.

— Почему у нас рядом с селом амбарное бурение? Многие бурят безамбарным способом, — взяла слово жительница Краснобора Ольга. — Я имею печальный опыт в 2000-м году, когда пришли первые нефтяники. Это не были представители «ЛУКОЙЛа». Я много лет держала гусей. А в один день у меня гуси выбегают с ручья, опрокидываются животом вверх. Четверо гусей в один день погибли. Я не знала, что это. Но когда я увидела, что дождь полил и все содержимое [амбара] полилось и вытекло в ручей. После этого все деревья высохли и почернели. Почему нельзя безамбарным способом?

Слово ненадолго берет представитель головной компании, начальник управления региональных коммуникаций ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Герасимов. В своем выступлении он поясняет, что видит проблему не в том, что компания будет добывать нефть в непосредственной близости от Краснобора, а в том, что люди мало знают об этом процессе.

— Если отбросить недопонимания, мысли, опасения, соображения, то по большому счету есть сложность, которую мы признаем и готовы работать над устранением. Это слабая информированность тех процессов, которые происходят, — говорит представитель «ЛУКОЙЛа».

Сразу после него слово берет Эмилия Братенкова, которая отмечает, что нефтяная компания «напала на среду обитания местных жителей». В зале впервые раздаются аплодисменты.

* * *

После этого выступления люди смелеют и начинают говорить более эмоционально. Правда, не все их претензии можно адресовать «ЛУКОЙЛу». Жители Ижемского района жаловались на плохие дороги, низкое качество медобслуживания, несовершенство бюджетной системы, дорогой бензин и многое другое. Впрочем, большинство выступающих все-таки придерживались темы собрания.

Эмоциональную речь произнесла учитель коми языка и литературы из деревни Вертеп, депутат села Краснобор Светлана Рочева. Она познакомила собравшихся с несколькими историями из жизни своих соседей.

«2007 год. У пенсионерки из деревни Пустыня Рочевой вечером не вернулась корова. Поискала до 12 часов ночи, так и не нашла. В 4 утра постучали мужики и сказали, что по другую сторону нефтяной качалки в большом котловане, засыпанном нефтью, соленой водой и другими неизвестными отходами, видна голова коровы. Едва вытащили. Долго хозяйка ухаживала за своей кормилицей, очищала от нефти. Благодаря качественному уходу корова выжила.

2009 год. Семья Терентьевых из Малого Вертепа всю жизнь держала корову. Вечером она не возвратилась домой. Поискали и нашли около ручья Шар. Было видно, что животное чем-то отравилось. Стали спасать. Поили подсолнечным маслом, соленой водой. Корову прорвало. Стены и пол стали черными. Было видно, что это нефть. Пришлось корову забить. С тех пор коров не держим.

2012 год. Лето. Мальчишки ловили рыбу около реки Шар. Мальчик Ануфриев принес несколько рыбешек бабушкиному коту. Через несколько дней у кота вырос такой живот, что он едва передвигался. Пришлось убить кота.

2014 год. 30 марта. За один день ветеринара в нашу деревню вызывали пять раз. Коровы не могут отелиться, получаются выкидыши. Одну корову пришлось застрелить прямо в хлеву...

Куда деться местному населению? Ловить рыбу — нельзя. Воду пить — под большим вопросом. Грибы — категорически нельзя. Морошку — нельзя, чернику — нельзя, голубику — нельзя, клюкву — нельзя, бруснику — нельзя.

Мы живем в экологической помойке. Наши дома, построенные на века, никто не купит и за 20 тыс. руб. Мы, живущие с нанотехнологиями, за 20 лет ни одного здания в деревне Вертеп не построили. Не смогли уберечь нашу кормилицу-природу. Получается, с этой нефтяной компанией тоже стали варварами».

* * *

Первым из представителей добывающей компании выступает директор ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» Карен Бегагаев, который вкратце описывает планы нефтяников. По его словам, Ижемский район не представляет большой перспективы для «ЛУКОЙЛа». За последние три года объемы добычи снизились с 220 тыс. тонн до 150 тыс. тонн. Запасов нефти хватит еще на 18-20 лет. Компания не планирует начинать крупное строительство.

Карен Бегагаев несколько раз подчеркивает: бурение рядом с Краснобором не начнется до того момента, пока проект не пройдет экспертизу. После этого он будет представлен и на собрании жителям Краснобора.

— Без прохождения экспертизы никто не будет приступать ни к строительству, ни к обустройству скважин, — отмечает директор ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз». — Убеждать в том, что не будет новой аварии, я не берусь. Любой металл ломается. Другой вопрос — насколько предприятие проводит профилактическую работу. За последние три года в несколько раз увеличили средства на техническую диагностику трубопровода. Применяются трубы с антикоррозионным покрытием.

Жители интересуются, при каких обстоятельствах произошел нефтеразлив 6 марта в 100 км от Ижмы. Через день после него люди видели черный дым и большое зарево в той стороне, где расположен нефтепромысел. Общественники и экологи, которые посетили место разлива, зафиксировали следы пожара. Кроме того, они поставили под сомнение тот факт, что из нефтепровода вытекло 1,5 кубометра нефтесодержащей жидкости (НСЖ), так как территория загрязнения оказалась большой — 0,6 га.

Карен Бегагаев поясняет, что авария произошла под снегом. Именно поэтому снег сначала пришлось разложить по бочкам, чтобы НСЖ стекла вниз. Однако произошла нештатная ситуация, и нефть загорелась.


Когда пожар был потушен, сотрудники компании вывезли остатки снега и грунта.

— Зачистку территории делали так, чтобы у меня потом не возникло сомнений, что где-то еще вдруг остался кусочек, который я не увидел, — объясняет большой объем вывезенного снега и грунта Карен Бегагаев. — Когда снег сойдет, будет повторный отбор проб, и тогда мы скажем — убрано там или не убрано. Потому что там не засыпалось, а убиралось.

* * *

Уже в финальной части собрания общественник Алексей Семенов выступает с предложением создать социально-экологический страховой фонд Ижемского района.

Заместитель генерального директора по связям с общественностью Евгения Темная говорит о том, сколько денег было выделено нефтяной компанией за последние годы в рамках социального партнерства с районом. Однако ее выступление эмоционально прерывает председатель инициативной группы Краснобора Олег Терентьев:

— Такое ощущение, что заболтали те проблемы, которые стоят перед Краснобором... Та работа нефтяников, которая проводится 15 лет, ничего селу не дала. Это угроза экологическая, это угроза болотам, нашей воде. Я пытаюсь понять, насколько эта угроза может быть компенсирована. Дали поселению менее 1 млн руб. за три года. Вы нас не видите и не слышите. Мы не можем вам дать рядом с нами работать, если вы не выстроите с нами взаимоотношения.

— Забалтываемся не мы, — отметил начальник управления региональных коммуникаций ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Герасимов. — Сегодня были озвучены вопросы, которые, к сожалению, не могут быть решены компанией «ЛУКОЙЛ». Была куча вопросов, связанных с налогообложением в России. Давайте приглашать кого-то из республиканского руководства и обсуждать с ними то, каким образом распределяются налоги. Давайте вместе обратимся к депутату Госдумы от Коми, чтобы он на федеральном уровне обсуждал то, как распределяются налоги. Нас это, так же как и вас, не устраивает, когда налоги уходят в федеральный бюджет. Мы заинтересованы в том, чтобы здесь все развивалось хорошо. Мы не перейдем завтра на изменение процедуры работы по соглашению. Но это не мешает нам в рабочем порядке отстаивать какие-то ваши интересы. Мы создаем совместную группу, сформулируйте по пунктам ваши пожелания. Я не обещаю, что мы за день или за два сможем реализовать, но то, что мы будем вести работу в этом направлении, я обещаю.

В итоге присутствующие поддержали резолюцию собрания, в которую вошли шесть пунктов. Жители единогласно потребовали, чтобы до тех пор, пока они не будут исполнены, компания «ЛУКОЙЛ-Коми» приостановила свою работу в районе. «7х7» публикует текст заявления.

Когда собрание закончилось, мужчина с первого ряда перекинулся парой фраз с представительницей компании «ЛУКОЙЛ-Коми».

— Те деньги, которые вы отдаете нам по соглашению, это плата или подарок?

— Конечно, подарок. Это мы просто вам отдаем, а вы их тратите, — с улыбкой ответила Темная.

— Если это подарок, то забирайте [его]. Мы без подарков проживем.

* * *


Когда статья готовилась к публикации, редакция «7х7» получила пресс-релиз от «ЛУКОЙЛ-Коми», в котором представители компании изложили свое видение вчерашнего собрания. Интернет-журнал решил опубликовать текст сообщения без изменений, чтобы читатели увидели, насколько по-разному оценили встречу в Красноборе нефтяники и местные жители.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

«ЛУКОЙЛ-Коми» и широкая общественность Ижемского района намерены продолжать конструктивное сотрудничество

Такое решение было принято по итогам более чем трехчасовой встречи сторон в Доме культуры села Краснобор. В переполненном зале, помимо хозяев, собрались и жители ряда близлежащих поселений. На встречу приехали представители ОАО «ЛУКОЙЛ» и дочернего предприятия, ведущего добычу в регионе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Основным предметом разговора стало обсуждение проекта строительства эксплуатационных скважин кустов №№ 16 и 3 Щельяюрского месторождения и скважины №2 месторождения Верхняя Вольма.

Селян прежде всего интересовало, не скажется ли данное строительство на качестве питьевой воды из местного водозабора. Специалисты «ЛУКОЙЛ-Коми», в частности, руководитель группы охраны окружающей среды Андрей Коптелов, подробно объяснили, что при используемой технологии это исключено.

Спектр тем и проблем, затронутых сельскими жителями, был настолько широк, что часть из них выходила далеко за пределы взаимоотношений нефтяников и красноборцев. Собравшиеся в зале эмоционально говорили о наболевшем: о необходимости перераспределения налогов из федерального центра на места, о нехватке квалифицированного медицинского персонала в населенных пунктах, о ветхих окнах в школе и необходимости строительства детского сада, об отсутствии дорог и плохом качестве имеющихся.


В ответ на это начальник управления региональных коммуникаций ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Герасимов заявил, что Компания ждет от граждан конкретных, ведущих к конструктивному сотрудничеству предложений и готова их обсуждать.


— Мы заинтересованы в том, чтобы наше взаимодействие развивалось в конструктивном ключе. Это во многом зависит от того, насколько стороны готовы услышать друг друга. Первые шаги к пониманию этого уже сделаны. Сегодня мы пришли к единому мнению о необходимости создания совместной рабочей группы, которая будет рассматривать развитие промышленных и социальных проектов на территории Краснобора и всего Ижемского района, основываясь на конкретных предложениях.

Данный момент был внесен отдельным пунктом в итоговое решение собрания и одобрен всеми присутствовавшими.

Очередная встреча лукойловцев по этому вопросу с инициативной группой ижемцев, которую возглавил председатель Комитета спасения Печоры, должна состояться через месяц. До ее проведения нефтяники и общественники обменяются мнениями и предложениями по дальнейшему конструктивному взаимодействию.