Российские телепропагандисты в последние недели под разными соусами повторяют одну мысль: власть в Киеве захватили бандеровцы. Последних ставят в один ряд с фашистами. Эту же мысль пытались закрепить и выступавшие на многочисленных провластных митингах, прошедших по всей стране две недели назад. Поиск внешнего врага приобрел поистине гигантский масштаб. При этом складывается ощущение, что и сами журналисты, и чиновники предпочитают не замечать, что фашистские и националистические организации успешно существуют в России. Обычные люди обращают внимание на них благодаря рисункам и надписям на домах и заборах. Корреспонденты «7х7» проанализировали активность приверженцев ультраправых взглядов в Мурманске, Йошкар-Оле, Сыктывкаре и Воронеже, чтобы показать, что сейчас на националистов в родной стране обращают меньше внимания, чем на Украине.

Пару недель назад по всей стране прокатилась волна митингов в поддержку присоединения Крыма к России. В крупных городах поприветствовать это событие и выразить поддержку властям вышли по нескольку сотен человек.


Скорее всего, разнарядку о проведении этих масштабных митингов дал федеральный центр. Уж больно похожи были сценарии, по которым они проходили. В основном в них принимали участие работники бюджетных организаций, пенсионеры, ветераны и студенты, за присутствием которых следили кураторы от вузов. Были и люди среднего возраста, однако они в некоторых городах оказались в меньшинстве. Часть участников привозили на автобусах. Даже плакаты в разных уголках страны были идентичны: «Обама, займись Аляской», «Своих не бросаем», «Свое не отдадим, чужого не надо», «Крым — мы с тобой!».


При этом совпадали и транслируемые со сцены мысли. Выступающие — а это были депутаты, общественники, ветераны Великой Отечественной войны и другие — многократно подчеркивали две мысли: после присоединения Крыма к России восторжествовала историческая справедливость и то, что сейчас власть в Украине захватили фашисты, нацисты и бандеровцы.


Оставим за скобками обращение к категории «исторической справедливости», которое чаще всего используется в идеологической и политической борьбе. А вот на мысли о захвате власти в Киеве приверженцами идей Гитлера и Муссолини остановимся подробнее.


Начнем с того, что это откровенная ложь. В новом украинском правительстве нет тех, кто придерживается ультраправых взглядов. Если следовать логике выступавших на российских митингах, события в Киеве развивались так: после побега из страны президента Януковича, с тем, чтобы к власти пришли фашисты, согласился многотысячный Майдан. Или хотя бы половина участников уличного протеста, а это около 50 тысяч человек. Получается, что все они не против фашистской идеологии.


Важно понять, для чего российские власти тщательно создают образ внешнего врага в лице переходного правительства Украины. Возможно, это делается для того, чтобы оправдать в глазах обывателей дальнейшее давление на соседскую страну. Мол, надо защитить жителей восточной Украины от бездушных бандеровцев. И если понадобится, то и силовыми методами. Это всего лишь конструкция, которая, однако, хорошо отражает сегодняшнюю риторику властей.


Если бы российские власти уделяли столько же внимания фашистским и нацистским организациям в родной стране, как и на Украине, ситуация была бы явно другой. А пока в разных городах нашей страны приверженцы ультраправых взглядов спокойно транслируют свои идеологические симпатии на публичных мероприятиях и через надписи на стенах.


Корреспонденты «7х7» оценили, насколько активны националисты в разных городах и как сильно распространен «язык вражды» на наших улицах.


Мурманск


В столице Заполярья на данный момент движений или организаций, активно придерживающихся националистических взглядов, не так много. Ранее одним из самых заметных и политически активных было «Панславянское Национальное Добровольческое Объединение». Его активисты регулярно выступали в роли организаторов «Русского Марша», проводили митинг против гей–парада, а также пикеты памяти погибших русских белогвардейцев, таких как вице-адмирал Степан Макаров или Лавр Корнилов.


Весной 2013 года против руководителя мурманской ячейки ПНДО Александра Валова было возбуждено уголовное дело по статье «Экстремизм». Их активность снизилась. Вместе с тем фашистские символы на стенах домов в городе-герое продолжают появляться. Это не единичный случай, а почти закономерное явление.


— На данный момент в Мурманске националистическое движение представлено футбольными фанатами (они же футбольные хулиганы) и умеренными националистами из партии «Новая Сила», а также совсем небольшой кучкой активистов из «Другой России». Сейчас эти движения в политическом плане не очень активны. Смею предположить, что это связано с тем, что против многих из их активных лидеров заведены уголовные дела. Какие-либо действия с применением насилия также случаются не очень часто. При этом передвигаясь по городу, я замечаю большое количество новых граффити с «языком вражды». Новые свастики и 14\88. Значит, националистические настроения сильны. Вполне возможно возникновение нового движения. Поскольку правоохранительные органы активны даже в отношении умеренных националистов, мне кажется, что новые образования будут, скорее, подпольными, и значит, более радикальными. Надеюсь, что это останется только моим предположением, — рассказала член молодежного регионального совета по правам человека Мурманской области, Татьяна Кульбакина.

Молодежь столицы Заполярья уже пробовала бороться с национализмом в своем городе.

Общественная кампания по документированию граффити, содержащих в себе признаки «языков ненависти», в Мурманска впервые была проведена в июле 2011 года.


Три года назад организаторами проекта «Очистим стены от символов вражды» выступили представители Творческого Объединения «Банка Бобов» и члены Молодежного регионального совета по правам человека. В мае-июне 2011 года (тогда в столице Заполярья был осквернен памятник Владимиру Ленину — на постаменте появилась свастика) авторы проекта провели мониторинг на улицах Мурманска и задокументировали огромное количество надписей, граффити, стикеров дискриминирующего характера, в том числе свастик, националистических и нацистских лозунгов. Собранные материалы и письмо с предложением разработать программу по регулярному очищению города от этих символов передали в администрацию Мурманска, региональное правительство и в УВД.


— Что касается итогов кампании «Очистим стены», нами был получен ответ из Центра противодействию экстремизма, в котором говорилось, что те граффити, которые мы выявили, либо не являются языком вражды, либо уже удалены. Насколько я знаю — это не так, — отметила Татьяна Кульбакина.


Сыктывкар


В Сыктывкаре сложилась достаточно уникальная для России ситуация — активных антифашистов в городе больше, чем уличных нацистов. Прежде всего это заслуга самого антифашистского движения.


Однако в столице Коми есть явный центр сосредоточения ультраправых сил. Это организация «Рубеж Севера», которая за последние годы развернула деятельность в нескольких городах и районах республики.


Во многом это произошло благодаря их негласной поддержке со стороны региональных властей. Есть мнение, что лидер «Рубежа Севера» Алексей Колегов нужен команде губернатора для того, чтобы контролировать радикально настроенных националистов. Кроме того, благодаря «ручному нацику» успешно нивелируется угроза создания по-настоящему сильных экстремистских групп.


Деятельность «Рубежа Севера» активно освещается в провластных СМИ, а Алексей Колегов, который также является предпринимателем, успешно выигрывает многомиллионные государственные контракты.


Уверенность членов «Рубежа Севера» в своей безнаказанности приводит к перегибам. Они все чаще стали совершать преступления и делать резонансные заявления.


Так, летом 2012 года трое представителей националистической организации напали на антифашистов. Один из пострадавших попал в больницу с ножевым ранением. Через месяц один из нападавших Андрей Челпанов нарушил условия отбывания домашнего ареста: он прогуливался по улице, где его опознали горожане, которые были в курсе ситуации с нападением.


Весной прошлого года сторонники «Рубежа Севера» сорвали одиночный пикет представительницы церкви «Божья Слава». За это один из активных членов националистической организации Александр Карманов был осужден.


Он же летом прошлого года написал в социальной сети «ВКонтакте», что считает себя нацистом и белым расистом: «Я Нацист, белый расист, и не стыжусь этого, не скрываю, и массово пропагандирую идею». Кроме того, в своем видеообращении к сыктывкарцам с призывом не ехать на Баркемп, он высказал пожелание, чтобы снова заработали печи Освенцима, а либералы получили бы туда «горячие путевки».


Одним из самых резонансных событий стала потасовка, которую устроили «колеговцы» на собрании Коми правозащитной комиссии «Мемориал». Члены «Рубежа Севера» облили общественников кетчупом, а один из националистов ударил председателя организации Игоря Сажина. За это он был осужден на 1 год и 8 месяцев.


Обратная сторона постоянного присутствия пусть даже контролируемых националистов в публичной сфере — постепенная фашизация общественного сознания. Очень опасный сигнал — слабая реакция общества и СМИ на насилие со стороны нацистов, особенно на последний поджог возле квартиры председателя Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игоря Сажина.


Воронеж


В Воронеже националистические организации сейчас не так заметны, как раньше. Расцвет движения пришелся на 2001-2004 года — активность ультраправых в Воронеже на тот момент была одной из самых высоких в стране. Да и в движении футбольных фанатов «Факела» тогда насчитывалось куда больше человек. В последнее время националисты не идут на открытый конфликт. Единственный, пожалуй, случай — избиение ЛГБТ-активистов во время пикета в январе прошлого года.


Воронежские националисты присоединяются к федеральным акциям, таким как «Русский марш» и «Русские пробежки», но численность участников подобных мероприятий редко превышает 100 человек. Постоянные спикеры на «маршах» и «пробежках» — сопредседатель воронежского отделения «Народно-патриотического союза „Народный собор“» Евгений Мазепин и политолог Дмитрий Нечаев, которого несколько лет назад отстранили от преподавательской деятельности в ВГУ за особую общественно-политическую активность. Подробнее с их взглядами на воронежскую власть можно ознакомиться в тексте «Прошли 100 дней со дня вступления в должность мэра Воронежа». Свои радикальные взгляды активисты не боятся высказывать и на просторах соцсетей.

Собственные акции воронежские националисты проводят не очень часто. Например, в 2013 году на 23 февраля они устроили пикет в поддержку Квачкова и Киселева, где выступал местный активист Алексей Коротеев. К слову, в Сети ведется активная поддержка «русских революционных националистов, находящихся в заключении», количество которых, по мнению некоторых активистов, сейчас «сопоставимо с количеством арестованных большевиков накануне революции 1917 года — более 2 000 человек». Организован даже Фонд поддержки заключенных — «POW стена». Сбором средств также занимается Интернет-магазин «Солнечный крест», в ассортименте которого представлены поло с «коловратом» и футболки с принтом «zero tolerance».


Пожалуй, самый «белый» район Воронежской области — Семилуки. Жители города, в котором находится центр временного содержания иностранцев-нелегалов, подлежащих депортации, активно участвуют в «Русских пробежках».


Одно из последних громких дел, связанных с экстремизмом, было в марте прошлого года. В отношении фаната «Факела» и создателя объединения неонацистов-граффитистов SAWB — Воронеж было возбуждено административное дело за публикацию символики Третьего рейха на своей странице в социальной сети «Вконтакте».


Эксперты замечают, что в сети активность ультраправых в прошедшем месяце выросла. «Практически все более или менее крупные организации и движения высказались по поводу событий в Украине и присоединения Крыма, вхождение которого в состав России большинство одобряет (Крым часто именуется «русской землей»)», — опубликовал статистику информационно-аналитический центр «Сова». Например, один из самых популярных пабликов на «Вконтакте» «Типичный Воронеж» (120 тысяч подписчиков) консолидировал национал-патриотов для организации контрпикета в поддержку бойцов «Беркута».

Еще один паблик «Трезый Воронеж» (1600 подписчиков), ставит своей целью не только обращать внимание на проблемы алкоголизма, наркомании, но и «нравственного падения и культурной деградации русского общества». Видимо, одна из причин подобного упадка — толерантность, которая, по мнению администрации паблика, является «причиной вымирания». Кроме того, активно репостятся заявления украинского «Правого сектора», остальных украинских политиков они считают «псевдооппозицией со своими сказками про счастливую европейскую жизнь». Однако с их позицией не соглашаются все другие объединения национал-патритотов, которые выходят с плакатами «Нет фашизму на Украине».


Но прямо заявляющие о себе как о националистах объединения, типа «Белый Воронеж», Nation Empire, Русский Воронеж, Русское национальное единство Воронеж едва насчитывают 500 участников, что немного для города-миллионника. Они публикуют у себя на странице лозунги «Россия для русских» и демотиваторы, требующие отменить 282 статью уголовного кодекса.


Несмотря на это, местные антифа-активисты сходятся во мнении, что сами по себе националистические движения в Воронеже сейчас вряд ли представляют серьезную опасность. «Если только не будет подключен административный ресурс», — добавляют они.


Йошкар-Ола

Наиболее тревожным временем в Йошкар-Оле было начало — середина 2000-х. Именно тогда на зданиях столицы Марий Эл, как вполне обыденные элементы, нередко красовалась нацистская символика и разного рода сопутствующие надписи. Достаточно вспомнить первые годы XXI века: некоторое время у местных нацистов существовала своего рода традиция — расписывать антисемитскими лозунгами здание Еврейского культурного центра. Как-то незаметно свастика и надписи, разжигающие национальную рознь, стали достаточно обыденным явлением в Йошкар-Оле.


В 2003 году с надписями пыталась бороться общественная организация «Человек и Закон». Правозащитники призвали жителей сообщать по телефону о националистических и фашистских лозунгах, свастиках или символике. Надписи были закрашены, а на их место помещены антифашистские лозунги. Сопредседатель «Человека и Закона» Сергей Подузов вспоминает, что тогда позвонили десять человек, сообщившие о нескольких надписях, в основном антисемитского содержания. Эти надписи и были вскоре закрашены — правозащитники обратились в прокуратуру, а та обязала городские службы сделать это.


Следом за акцией по борьбе с надписями последовала акция по закрашиванию проштампованной на зданиях стилизованной символики «Русского национального единства».


Есть версия, что следы авторов идеи размещения фашистской символики на зданиях вели в достаточно высокие кабинеты. Так, по стойкому убеждению, бытовавшему в тогдашних оппозиционных кругах, эти идеи получали как минимум одобрение в администрации президента Марий Эл. А одним из активных разработчиков мог быть руководитель Госкомитета по делам молодежи Республики Марий Эл Петр Журавлев, который был членом РНЕ. Несколько лет назад чиновник отправился на повышение в Нижний Новгород. Свастики на улицах столицы Марий Эл, словно по мановению волшебной палочки, практически исчезли.


***


На сайте Российского Футбольного Союза размещено пособие для стюардов и службы безопасности по распознаванию расистской и неонацистской символики, которая подготовлена организацией FARE (Football against racism in Europe).