На прошлой неделе члены президиума Госсовета Коми поддержали ужесточающие поправки в федеральный закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», внесенные врио главы республики Вячеславом Гайзером. Парламентарии намерены направить свои предложения в Госдуму России с просьбой рассмотреть и принять их. Однако на заседании президиума некоторые депутаты раскритиковали документ, так как, по их мнению, новые пункты закона позволят запретить практически любое массовое мероприятие.
Если поправки будут приняты, то администрация Сыктывкара получит право запретить любое мероприятие на Театральной площади - в непосредственной близости располагаются Государственный театр оперы и балета РК и КГПИ.
Так, в статью 9 федерального закона предлагается внести шесть пунктов с указанием на случаи, при которых власти могут место и время изменить. Например, если митинг, собрание или демонстрация планируются на территории, непосредственно прилегающей к детской игровой площадке, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, спортивно-оздоровительным учреждениям, а также предприятиям и организациям, связанным с отдыхом и досугом.
Кроме того, подобного рода мероприятия можно будет запретить в каком-либо месте, если поступили обращения от граждан о нарушении при их проведении конституционного права на отдых, а также если уже получено уведомление о проведении в том же месте и в тот же час другого публичного мероприятия.
Можно отказать организаторам, если органы власти решили там же провести массовое мероприятие, имеющее социально значимый характер, или на этой и прилегающей территории проводятся ремонтные, строительные и восстановительные работы.
Ну и наконец мероприятие следует перенести, если день планируемого проведения совпадает с днем траура.
Корреспондент «7х7» попросил несколько человек прокомментировать инициативу, расширяющую список поводов, по которым можно будет отказать в проведении массовых мероприятий.
Вячеслав Гайзер, глава Коми:
- Очень просто перейти грань, которая существует между возможностью и необходимостью общественности выражать свое мнение в обсуждении, в постановке вопросов, и анархии, которая может мгновенно возникнуть, если четко не регламентированы возможности волеизъявления и позиционирования проблем. Регламенты должны существовать в этих вопросах, иначе это может привести просто к нарушению прав других людей, находящихся вокруг, живущих вокруг. Я считаю, что за правами всегда следует ответственность. И то, и другое должно быть четко прописано и регламентировано.
Игорь Ковзель, председатель Государственного совета Коми:
- Я бы не сказал, что они [поправки] ужесточают. На самом деле, сегодня достаточно есть правил проведения общественных митингов на улицах. И то, что мы предлагаем, они немножко дополняют и корректируют. Потому что, с одной стороны мы видим массу людей, которые хотят выйти на улицу и выразить свое мнение. И это не тихое мнение: не просто они собрались и пошушукались, это достаточно объемно, громко и не на пять минут. А с другой стороны есть люди, которым они могут помешать в их личной жизни: это шум, который они производят, невозможность пройти или проехать до работы в связи с этими событиями. Мы должны учитывать все настроения и мнения всех граждан, всего нашего общества, а не только тех, которые сегодня хотят выйти и сказать что-то. В Сыктывкаре определено место, где можно собираться и высказывать свое мнение [гайд-парк в Мичуринском парке]. А то, что мы услышали, что оно в зимний период не подготовлено и не почищено, это другой разговор. На это надо реагировать, обращать внимание, но не в стадии обсуждения поправок к федеральному закону, а заранее. Если существует такой момент, если он был, значит на это нужно обращать внимание, в том числе и депутатов Государственного совета, и требовать от городских властей исполнение этого закона.
Андрей Никулин, юрист:
- Думаю, что это и не продиктованное временем решение, и не закручивание гаек. Следует обратить внимание, что субъектом права законодательной инициативы является представительный орган субъекта – Государственный совет Республики Коми, да еще и с подачи врио Главы РК. По всей видимости, внесение инициативы утонет в болоте таких же бредовых инициатив других субъектов, которые в Государственную Думу поступают сотнями. Цель инициативы, думается, одна – продемонстрировать лояльность, выслужиться, создать информационный повод, который ляжет на стол высших федеральных чиновников, а последние уже сделают нужные выводы о том, что местные князьки и дальше готовы верно служить режиму. Что касается существа поправок, то они не поменяют и без того антиконституционный механизм правового регулирования этого вопроса. Несовершенство Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае их одобрения станет лишь еще более очевидным, что приведет к расширению произвольного применению закона и тем самым грозит нарушением конституционного права граждан на свободу собраний (статья 31 Конституции Российской Федерации). Свобода собраний, а также иные свободы, находящиеся с ними в системной связи, не подлежат никаким ограничениям, кроме тех, которые необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В данном же случае «власти предержащие», видимо считают, что народ, граждане, осознавшие свою роль и ответственность за дальнейшую судьбу России, мирно участвующие в публичных мероприятиях, являют собой реальную угрозу государству и обществу. Принесение на жертвенный алтарь сиюминутной политической конъюнктуры конституционного права граждан на свободу собраний, конечно же, не красит Государственный совет Республики Коми и не добавляет ему авторитета, конечно, если он вообще у него есть. И еще, не могу не высказать своего уважения депутату Шулепову В.И., решительно выступившему против этой авантюры, за его принципиальность и несгибаемость.
Маргарита Колпащикова, председатель Общественной палаты Коми:
- У людей должна быть возможность высказать свое мнение. Я категорически против, когда речь идет о свержении власти, каких-то террористических вещах. А если люди говорят о проблемах, которые есть, и пытаются их озвучить и донести до общества и власти, ничего в этом нет. Я не считаю, что так должно быть. У людей должен быть шанс. А тут его практически исключают. Его практически нет.
Мария Кузьбожева, директор Гимназии искусств при главе Коми:
- Сыктывкар у нас митингует, как правило, около театра оперы и балета. Получается, что этого права горожане будут лишены, ведь это учреждение культуры. А где еще митинговать? У нас не так много мест, где есть доступ к электроэнергии, чтобы подключить усиливающую аппаратуру для музыкального сопровождения. Митинги — это же не всегда оппозиция. Я понимаю, что власть не заинтересована в том, чтобы ограничивать «позитивные» митинги, назовем их так. Этот кнут будет действовать в отношении оппозиционных митингов. Ограничений слишком много. Они действительно лишают граждан права на свободное выражение своего мнения. В Коми спокойное население. Сказать, что у нас есть одиозные фигуры, которые могут поднять массы на протестные акции — нулевая вероятность этого. У нас никаких конфликтов нет, в том числе и с властью. Я тоже удивляюсь, почему такое решение было принято.
Игорь Шпектор, член Общественной палаты России:
- В силу моего характера, довольно недемократичного, я считаю, что митинги нужно привести в нормальное русло. Я был на Болотной площади в самый разгар, стоял в первых рядах — не потому, что я поддерживаю Болотную площадь, а потому что я приехал на инаугурацию президента, мне было любопытно понять [кто там находится]. Я видел там огромное количество неадекватных людей, специально подготовленных заводил, людей, подвыпивших, которые потом кидали бутылки в милиционеров. Я был доволен, когда человека, сидящего, лежащего и орущего, уводили за ряд омоновцев и сажали в определенную машину. Подобные митинги не должны присутствовать. Но право на митинг должно быть. Он должен быть охраняем, а не запрещаем. Место для митинга должно согласовываться с администрацией, оно не должно быть стихийным. Это право администрации сказать, что возле этой школы или университета делать митинг не надо проводить. Это не значит, что администрация оголтело будет высылать митингующих за город. Я уверен, что до этого маразма никто не дойдет.
Александр Щиголев, правозащитник:
- Честно говоря, я не воспринял это критически. Если посмотреть по последнему пикету «Мемориала», который был по присоединению Крыма, то считаю, ограничения оправданы. Потому что митинги и пикеты начались провокационные. Если почитать комментарии на «7х7» у того же Михаила Рогачева и Семена Терешонкова, то они не отрицают того факта, что это был провокационный пикет с заранее допущенными нарушениями. Он был сделан с такой целью — показать в различных информационных агентствах, что у нас пресекают и репрессируют тех, кто выступает против позиции по Крыму. Так и получилось: на нескольких информационных сайтах я нашел сообщения, что в Сыктывкаре задержаны пикетчики за то, что они протестуют против позиции России по Крыму. Это была заранее спланированная провокация, чтобы потом раздуть информацию о том, что у нас репрессируют за инакомыслие. И никто не сообщил о том, что это было заранее допущенное нарушение. И задерживали их именно за нарушение, а не за то, что они вышли против позиции по Крыму. Поэтому я считаю, что данное ограничение в данный момент вполне оправдано. Что касается Сыктывкара, то самое подходящее место — это Театральная площадь. Если бы только ее оставили, я думаю, что никто не был бы обижен.
Станислав Хахалкин, вице-спикер Госсовета Коми:
- Это не ужесточение, а может быть упорядочение. Что значит — мы захотели провести митинг и мы будем его проводить? Во-первых, наверняка надо сделать заявку, ее надо рассмотреть. И это правильно. Городу всегда в какой-то степени виднее, где это проводить, чтобы не пересеклись какие-то интересы. Даже такие моменты: мы видим, что происходит в Украине. Националисты... и получилось то, что получилось. Сегодня нельзя допустить жестких столкновений противоборствующих сторон. Именно поэтому сегодня важен контроль над такими вещами. Правильность решений власти в том, что они предупреждают такие события. Может быть, это дальновидность власти. Нет? Дальновидность депутатов.
Григорий Каблис, председатель регионального отделения "Партии Прогресса":
- Это логичное и поступательное закручивание гаек. Уличный протест — единственный способ влиять на власть, и они стремятся плавно свести его к нулю. Более подробно я уже излагал тут - http://7x7-journal.ru/post/27079. Добавлю, что с новыми поправками в закон о выборах оспаривать результаты граждане могут только в течении 10 дней после объявления итогов. И это тоже последовательное ограничение влияния общества на власть.