Впервые о том, что некоторые жители Ухты занимаются самопиаром на теме строительства пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) с территории бывшего завода «Прогресс» в поселке Водный, врио главы Коми Вячеслав Гайзер заявил 16 марта во время рабочей поездки в Сосногорск.

«…я, обращаясь ко многим участникам этого процесса, хочу сказать, что попытка на этом рабочем процессе создать какую-то нотку истерии ни к чему хорошему не приводит. Я, очевидно, вижу, что в этом рабочем процессе появляются очень много элементов, которые по большому счету занимаются сегодня элементами самопиара. Вот это категорически неправильно, потому что наша общая задача — решить проблему, снять вопросы по общественности, а не создавать площадку для самопиара определенным структурам и физическим лицам», — сказал Вячеслав Гайзер, отвечая на вопрос главного редактора ухтинской телепрограммы «День» Натальи Крутских.

Второй раз врио главы Коми упомянул «интриганов», которые собирают подписи против строительства ПЗРО, на заседании правительства 21 марта.

«…интриганы, которых хватает вокруг этой темы, бегают, собирают какие-то подписи, баннеры развешивают, собираются какие-то митинги проводить, — заметил врио Главы. — В связи с чем? 99 процентов тех, кто активно обсуждает эту тему, понятия не имеют, о чем идет речь. И руководствуются, к сожалению, той ноткой истеричности, которую вносят туда вот эти элементы, преследующие совсем другие цели», — сказал губернатор.

Вячеслав Гайзер так и не назвал имена тех, кого конкретно он имеет в виду. Поэтому журналисты «7х7» попросили прокомментировать резонансные слова врио главы самих членов инициативной группы и неравнодушных ухтинцев, которые часто дают комментарии республиканской прессе. 

Екатерина Руденко:

— Сначала мы были неприятно удивлены этими словами главы Коми, а потом решили, что к нам они не относятся, потому что мы четко знаем, что мы делаем и для чего. Мы адекватные люди, которые задают нормальные вопросы, мы не настроены на конфликт и готовы спокойно разговаривать с властями. Если перейти в вопросе строительства ПЗРО в область, кому это выгодно или не выгодно, мы уйдем от сути проблемы. Это никаких результатов относительно самого дела не даст. Среди нас нет людей, которые пиарятся или истерят. Вопрос строительства ПЗРО находится над политической сферой, потому что он касается каждого жителя Ухты. Доказывает это то, что мы готовы работать с людьми разных убеждений. Главное, что они, как и мы, преследовали одну общую цель — это конструктивное решение вопроса утилизации радиоактивных отходов поселка Водный без строительства ПЗРО.

Валерий Чупров:

— Вчера мы встречались с мэром Ухты Игорем Михелем и озвучили свою позицию. Я сказал, что Гайзер не прав. У нас 22 тысячи подписей (против строительства ПЗРО — «7х7»), а он потерял электорат перед выборами. Он просто плюнул в лицо жителям Ухты. Какой же у инициативной группы пиар? У нас собралось пять пенсионеров, две доярки — какой пиар? Никакого пиара не надо. Написал Сарычев. Я понимаю, что ему нужен пиар, ему в Госсовет избираться. Но он не встречался с инициативной группой.

Алексей Кузин:

— И.о. главы республики Коми своим последним заявлением фактически встал на сторону «Росатома», объявив противников строительства ПЗРО интриганами, раздувающих истерию и не разбирающихся в ситуации.

 
У нас в городе, по словам Гайзера, кто-то пытается заработать политический капитал на этом. Интересное предположение, и кто это? Что-то на последнем собрании я не видел попыток самопиара кого-либо, только желание довести информацию до людей. Также там я не видел ни одного представителя местной власти. Такое ощущение, что им это не интересно или им нечего по этому ответить. 


99% активных противников не имеет понятия, о чем речь? Думаю, как раз они имеют понятие, иначе они не были бы активными противниками. Думаете, люди черпают информацию из воздуха и что-то придумывают по ходу? Как бы не так. Ради этого им пришлось изучить не только проект, но и законодательство, связанное с темой, а вот наше руководство по ходу не старается вникать в суть проблемы и относится к тем 99%, кто не имеет понятия.


Неплохо бы для начала властям провести опрос среди ухтинцев с вопросом: «Вы за строительство ПЗРО рядом с п. Водный в том виде, который представлен проектом?» Думаю, процент противников будет больше, чем результат «Единой России» на выборах в Чечне. Но, как ни странно, у этого проекта есть и сторонники. И сторонники эти не из простых людей, иначе как объяснить, что проект уже прошел целый ряд согласований. Что движет этими сторонниками, какова их мотивация? Известно, что «Росатом» — не бедная организация, она через этот проект может инвестировать в республику немалые средства. В проект и изыскания вложено уже немало средств и времени. И что, «Росатом» просто так согласится все потерять? Проще протолкнуть, что есть, а методы, используемые в нашей стране, мы знаем.

 
Итак, аргументы «против»:


1. ПЗРО проектируется на нефтяном месторождении, это запрещено законом.


2. ПЗРО проектируется вблизи двух ручьев, есть опасность попадания в реку (Ухту) радиоактивных веществ.


3. ПЗРО проектируется в 12 раз больше необходимого для утилизации местных радиоактивных материалов.


4. ПЗРО проектируется вблизи населенных пунктов (3 км.)


5. Проектом предусмотрена дезактивация территории 2-х бывших радиевых заводов в п. Водный, остальные (всего их порядка 10 шт.), которые не попадают в зону проживания людей, плюс множество просто «фонящих» точек от Водного до Ухты, не трогают. Т.е. гулять, отдыхать, собирать грибы там можно.


6. Объект после реализации переходит в федеральную собственность, Ухта и республика теряют над ним контроль (завози что хочешь, расширяй объект). 


Аргументы «за»:


1. Дезактивация площадок 2-х заводов.


2. Инвестиции в республику (деньги на строительство ПЗРО и работы по перезахоронению).


3. Решается проблема по захоронению «российских» радиоактивных отходов.
 

Люди выводы делают сами.

Роман Хакимзянов:

У Гайзера одна цель — победить на выборах губернатора Коми. И он понимает, что общественный резонанс, вызванный планами «Росатома», ему «не в кассу».


Отсюда все эти заявления: «Пока я губернатор — завозить радиоактивные отходы не будут». 


Общественников разными нехорошими словами называют. Это уже стало нормой для власти. И лично я на это внимание не обращаю.

Я уже 2,5 года борюсь с плохими дорогами в Ухте. И мне не нужен пиар. В моих планах нет ни участия в выборах депутатов горсовета Ухты (хотя уже 3 раза предлагали). Я не рвусь на работу в администрации города (предлагали уже несчетное кол-во раз). 


Все, что я делаю — показываю людям реальные способы борьбы с плохими дорогами, неубранным во дворе снегом и т. д. Благодаря программе «День», которая раньше часто показывала сюжеты про мою деятельность, меня стали узнавать на улицах города. Так что пиар мне тут не нужен.


Другое дело, когда какая-нибудь новоиспеченная блогерша Наташа Безносикова на «банке» (информационное агентство «БНКоми» — «7х7») называет мою фамилию и несет какую-то чушь про сбор средств и «мои дороги». Наташа краев не видит. И завтра я опубликую ответ на ее жалкий пост на «БНКоми» и репост «Комиинформа».

Я пришел в инициативную группу «Ухта против могильника» только лишь потому, что за год этим замечательным людям не удалось донести информацию до общественности. Мои задачи в группе: 


1) Создание и продвижение инициативы на РОИ (сайт Российская общественная инициатива). Власти пытаются убедить нас в бесполезности РОИ, практически кричат об этом. Но это лишь доказывает тот факт, что РОИ боятся. РОИ — это 6 тыс. верифицированных голосов жителей. Это не просто подписи на бумаге.


2) Плакаты, листовки, агитки, наклейки для доведения информации про ПЗРО до каждого жителя Ухты. Жители Ухты очень мало знают про планируемый ПЗРО. И все эти печатные материалы с адресом нашей группы ВКонтакте и номером колл-центра мы делаем для того, чтобы люди знали, куда обратиться за информацией. Куда позвонить и получить ответы на свои вопросы про могильник.


3) Принимаю участие в организации встреч инициативной группы с жителями МОГО Ухта. Самый лучший способ донести информацию — личное общение с каждым человеком. Ну и, опять же, отвечаю на вопросы.

4) Сбор денег, которые нам нужны для печати информационных материалов и других мелочей, необходимых для группы. Все поступления денег фиксируются. И я готовлю финансовый отчет.


5) Колл-центр. Это короткий номер, куда звонит много людей с самыми разными вопросами про ПЗРО. Часто спрашивают, как поучаствовать в деятельности группы. Что распространить. Где подписать. Где проголосовать и т. д.

Ранее по теме:

Интервью члена инициативной группы против строительства ПЗРО Ольги Сапрыкиной

Глава Коми заявил, что проект строительства "могильника" под Ухтой не будет утвержден, пока общественность не разложит его "до косточек"

Жителям Коми предлагают отправить письма президенту страны, российским и республиканским чиновникам против строительства пункта захоронения радиоактивных отходов под Ухтой

Общественники Ухты предложат городским и республиканским властям открытый диалог по проблемным экологическим вопросам

Иллюстрация на главной странице — komikz.ru