В Кирове открылась выставка «НИЖЕ НИЖНЕГО», которая продлится до 30 марта.
«Третья идея»
Выставочный зал Вятского художественного музея сейчас напоминает современную столичную галерею. Здесь поместились инсталляции, скульптуры из железа, научные конструкции в стиле «science art», плакаты и даже меховая рыба. Такая экспозиция создана на базе одной книги «Ниже-нижнего», в которой авторы собрали уникальные региональные истории.
«Игрушки города Выксы»
Евгений Стрелков, куратор проекта и соавтор книги, признается, что задумка написать такую краеведческую книгу пришла после круиза-конференции по Волге. Как-то авторы увидели неподписанный памятник Гагарину, тут же написали к нему свою историю создания, а затем повесили плакат с рассказом на теплоходе. Потом в каждом городе они ходили и искали истории для создания своих краеведческих миниатюр. Поначалу авторы называли это «капустником», но потом карта мифов расширилась: вошли территории рек Волги, Оки и Клязьмы. После того как собралась целая книга, а это более 40 новелл, Евгений Стрелков отмечает, что пришла идея визуализировать написанное и создать собственную выставку:
— Вообще, наша цель привлечь внимание к истории через такие странные вещи, как вымысел и мифотворчество. Еще нам было важно показать странности какой-то территории. Завиральность — это такой трюк для того, чтобы поговорить о реальных проблемах. Мы работаем с известными художниками, участниками мировых проектов, в жанре «local history». Они ищут изюминку в каждой истории, пересказывают книжку с помощью своих образов, творят вторую реальность.
Так, на выставке представлены работы 16 художников из разных городов. Поводы и средства пересказать краеведческую книжку у художников совершенно разные. Одни называют себя скульпторами, но их работы совсем не похожи на традиционные скульптуры «Эрмитажа». Другие работают с медиа и называют себя видеохудожниками, кто-то и вовсе использует синтез искусства в своих работах: объект, графика плюс что-то двигающееся.
«Космодемьянский человек»
Так, например, московский художник и дизайнер Михаил Волохов по-своему интерпретировал историю создания азбуки в Козьмодемьянске. Он написал собственный текст и назвал эту азбуку «Космодемьянский человек» — совершенно авангардная композиция, которая создана по аналогии с рисунком Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Сам художник — главный герой, который на экране четко и методично произносит весь алфавит, а его тело вписано в пространство в виде старинной наборной кассы из геометрических фигур.
Интересно, что во все истории и сюжеты книги читатель сначала верит, а потом недоумевает. Так, железные скульптуры-игрушки можно считать памятником моногородам. Здесь историю города художник довел до гротеска, создав миф о людях, живших в советскую эпоху. «Science art» связан со стихотворениями Хлебникова. Один из экспонатов — это некий музыкальный автомат, который сложным образом генерирует звук его стихотворений. Каждая буква — это деталь электрической схемы.
О необходимости такой авангардной и совсем необычной для нашего города выставки рассказала «7x7» Дарья Ткачева, координатор:
— Несмотря на то, что в книжке нет истории про Киров, выставка — это хороший пример того, как наши художники могут работать с местным материалом. У нас очень много самобытных интересных историй, которые живут в народе: можно вспомнить «Дымку» и множество мифологем. Это шикарная база для художников, для культурного освоения. В первую очередь выставка нужна для того, чтобы создать необычное представление о родном городе, основываясь на богатой его истории и сделав ее актуальной, интересной, живой и добавив долю самоиронии.
Кроме того, выставка имеет большую параллельную программу. Это и лекции по современному искусству, презентация книги «Ниже-нижнего», выступление Евгения Прощина, филолога, поэта из Нижнего Новгорода, и круглый стол, проведенный совместно с ВятГУ на краеведческую тему. Также в выставочном зале пройдет лекция, видеопоказ хроники волго-вятского андеграунда: спикер из Ижевска расскажет о зарождении электронной музыки.
Таким образом, Волго-Вятская история будет раскрыта максимально подробно. А благодаря такому подходу, где вымысел переплетен с реальностью, зритель сможет критично посмотреть на историю, а главное, создать совершенно иное впечатление о ней.
Фото автора