22-23 марта в селе Ловозеро Мурманской области состоится 80-ый юбилейный открытый районный Праздник Севера и традиционный день Оленевода. Об этом сообщает пресс-служба регионального Правительства: «Праздник обещает стать ярким и запоминающимся. Каждый желающий сможет попробовать свои силы в соревнованиях по лыжным гонкам, национальным видам спорта: в метании аркана, стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, национальной борьбе, а также гонках на оленьих упряжках».
Однако самой важной для молодого поколения саамов, по крайней мере той его части, которая ведет активную общественную жизнь, будет возможность участвовать в открытом молодежном фестивале «Время молодых» — «Уммель айккь — Том кад лун». Саамская молодежь соберется в Ловозерском центре развития культуры и досуга.
О саамской молодежи, ее участии в культурной жизни народа, о том, есть ли у молодых саамов какие-то привилегии, а также о том, чем отличаются саамы в разных странах (Швеции, Норвегии, Финляндии и России), мы решили поговорить с членом правления молодежной саамской организации «Самь Нураш» Ольгой Егоровой.
— Много ли у нас молодых саамов, и чем важны для них такие встречи?
— Сегодня нас в Мурманской области чуть больше полутора тысяч. Доля молодежи не самая большая. Кроме того, мы разбросаны по городам, и каждый живет своей жизнью, но кто-то занимается саамским рукоделием, а кто-то книги пишет… И когда мы собираемся вместе, мы подпитываемся друг от друга идеями, энергией, мы чувствуем, что мы — один народ. Поэтому встречаться и делать что-то вместе так важно.
— А каким образом сегодня саамская молодежь еще участвует в глобальной работе по сохранению культуры своего народа?
— Несколько лет назад, по инициативе Анны Афанасьевой, в Мурманске мы создали молодежную организацию «Самь Нураш» (переводится как «саамская молодежь»). Я была лидером в ней и год жила в Ловозере — занималась проектом по созданию центра саамских знаний. Это был норвежско-русский проект, который помог собрать некий «банк данных» с информацией о жизни нашего народа. В 2012 году я уехала из России в Норвегию и теперь мало что знаю о дальнейшей работе по этому проекту. Но, вспоминая годы своего участия, могу рассказать, что первая наша задача была — собрать саамскую молодежь, познакомить ребят, объединить. Ведь многие знают, что они принадлежат к роду саами, но не знают ничего о себе. Мы должны были рассказать им о наших возможностях, если мы будем объединены. Мы участвовали в саамских фестивалях, а однажды нам даже удалось провести этно-дискотеку. Эта была безалкогольная встреча в Ловозере после летних саамских игр. С организацией «Имка» в Апатитах мы проводили молодежный саамский лагерь, были семинары по правам саамов плюс отдых и общение. После того, как мы проводили конференции, семинары, форум, был подъем. Народ оживал, хотел что-то создавать. К сожалению, такая «подпитка» нужна постоянно. Если никто не «шевелит» людей, интерес их пропадает, активность сходит на нет. Нужен некий центр, в котором всегда будет бурлить жизнь. На уровне общественников его создать невозможно, ведь мы имеем основную работу и, следовательно, ограничены во времени.
— Какие привилегии есть у саамской молодежи, можно сказать, что быть саамом — выгодно?
— Никаких привилегий нет! Это было раньше, бесплатное образование там… Сейчас говорят только о том, что у саами есть возможность поступить в Санкт-Петербургский институт имени Герцена «в обход» основного потока. Но, по своему опыту знаю, что такой льготы нет. Администрация Ловозерского района может посодействовать в получении образования, но, например, одному человеку в год… В общем, никаких для нас нет поблажек.
— А в отношении поездок за границу? В гости к братьям-саамам?
— Визовый режим абсолютно одинаков для всех. Свое особенное положение я могу ощутить разве что в Норвегии, когда приезжаю в Кёутукейну на учебу. Здесь большинство жителей — саами. Это оленеводы, они говорят на своем языке. В магазинах всегда есть выбор продуктов для национальных блюд. Многие ходят в традиционной одежде и обуви. Это норма. Здесь учат на родном саамском, каждый учитель знает наш язык. Есть льготы для получения образования, но каждый год программы разные, поэтому однозначно не сказать, какие именно. Но если поехать на юг Норвегии, можно столкнутся даже с проявлениями национализма. Над саами могут посмеяться, и не все знают культуру народа.
Фото - Jonne Sikku
— А в компании с саамами-финами или саамами-норвежцами чувствуешь разницу?
— Приезжая в Норвегию, я чувствую, что здесь у меня практически семья! Уезжая в Швецию, вижу, что и они принимают меня как свою, в Финляндии тоже гостеприимные люди и открытые. Да и делимся мы не по гражданству и принадлежности к странам, а по географии проживания, относительно полюсов. Условно, есть саами северные и южные. Мы отличаемся национальным костюмом (цвета и некоторые детали), характером и некоторыми обычаями. Например, южные саами Швеции и Норвегии отлично танцуют в парах. У них есть своеобразные южно-саамские танцы. Сложно описать… Это что-то вроде свинга. Северные саами из Норвегии, как правило, вообще не танцуют. У них более спокойный нрав. А вот мы, Кольские саами, хоть и северяне, а танцевать любим и умеем. У нас свои «па», так сказать. Хорошо, что сейчас в Ловозере есть коллективы и в некоторых домах культуры в Мурманской области, где для детей работают «кружки» народного танца. Коллективы всегда на наших праздниках выступают.
— Собираешься продолжать общественную работу в России?
— У саамов сильная привязанность к своей земле. Я родилась и выросла в Мурманске, мои корни глубоко в этом городе, и я очень скучаю. У меня там семья и родственники… И сейчас я перед выбором, ведь я изучаю свою культуру и язык, как бы странно ни звучало, в другой стране и получается так, что мои знания здесь востребованы. Сейчас я на развилке и пока не решила, куда повернуть.
Ольга Егорова — по национальности саами, мурманчанка. Секретарь саамского Парламента, член правления молодежной саамской организации «Самь Нураш», представитель от коренных малочисленных народов в региональном молодежном совете Баренцева региона. Общеобразовательную школу окончила в Мурманске. Саамский и норвежские языки изучала в г. Карасйок (Норвегия). Сейчас учится в высший саамской школе г. Кёутукейну (Норвегия).
Фото из личного архива Ольги Егоровой