28 февраля в Национальном музее Коми открылась выставка, посвященная жизни Андрея Сахарова. Передвижная экспозиция из Москвы, организатором которой выступила Коми правозащитная комиссия «Мемориал», уже успела побывать в Воронеже, а дальше поедет к соседям в Киров. Сегодня же сыктывкарским посетителям уникальной выставки Сахаровского центра рассказали, почему ученый — человек эпохи.
Построенная по хронологическому принципу экспозиция рассказывает о биографии Андрея Сахарова в контексте событий истории Советского Союза середины — второй половины ХХ века и событий всемирной истории, связанных с противостоянием двух политических систем. Посетители увидели документы и фотографии, иллюстрирующие вехи в жизни ученого-физика и правозащитника, раскрывшего не только физические законы, но и повлиявшего на общественные процессы благодаря своей гуманистической позиции.
Фото Максима Полякова
Слова благодарности КПК «Мемориал» за привезенную в Национальный музей республики выставку выразила замдиректора учреждения Светлана Бандура, сделав акцент на том, что подобные экспозиции еще не бывали в Сыктывкаре. Кроме того, она отметила, что по весьма интересной случайности в одном зале друг напротив друга расположились выставки, посвященные двум великим людям — ученому Андрею Сахарову и социологу Питириму Сорокину.
Один из организаторов выставки, член КПК «Мемориал» Павел Андреев в свою очередь рассказал о молодежном Сахаровском движении в Москве, которое инициировало и собрало средства на восстановление комнаты-музея в квартире, где жил Андрей Сахаров. В рамках кампании активисты сделали серию фотографий, где известные люди снимались с плакатами, на которых было написано «Я не Сахаров, но и я…». После чего каждому предлагалось продолжить фразу.
«Наверно, главное, для чего Сахаров занимался своей деятельностью, это то, что он хотел, чтобы таких людей было больше. И наследие Сахарова, на мой взгляд, заключается не в том, сколько людей будут посещать подобные выставки, а в том, чтобы многие люди в нашей стране знали для себя продолжение этой фразы», — подчеркнул Павел Андреев.
Председатель правления фонда «Покаяние», член правления международного общества «Мемориал» Михаил Рогачев поделился воспоминаниями о единственном приезде Андрея Сахарова — одного из основателей «Мемориала» — в Сыктывкар в 1989 году поддержать своего друга и соратника, выдающегося историка Револьта Пименова.
«Эти несколько часов вошли в историю Сыктывкара. Такого количества людей, которые пришли послушать одного человека, я никогда не видел здесь. Это было что-то потрясающее. Усилители были вынесены по требованиям трудящихся на крышу, — рассказал М. Рогачев. — Хотя вроде он не сказал ничего особенного. Говорил о Револьте Ивановиче, своих взглядах, ответил на несколько вопросов. И сейчас между тем мало кто знает, что от трудящихся была инициатива назвать проезд между центральным универмагом и площадью улицей Андрея Дмитриевича Сахарова в память об этом приезде».
Надо отметить, что без захватывающей экскурсии московского историка Сахаровского центра Натальи Самовер открытие выставки было бы не столь полноценным. Экскурсовод, приехавшая на открытие в Сыктывкар, почти час рассказывала о жизни ученого, время пролетело незаметно.
Сама выставка начинается с рассказа об общей ситуации в стране — с 1917 года, затем — в 1920-30-х годах, политрепрессиях, Большом терроре в условиях тоталитарного общества, собственно, с рассказа об атмосфере в стране, в которой рос будущий великий ученый.
Далее — рассказ о Второй мировой и о том, как привлекли талантливого Сахарова к секретным разработкам оружия, как страна втянулась в Холодную войну и гонку ядерных вооружений. Сообщение об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки стало для Андрея Сахарова колоссальным потрясением. Он был одним из немногих людей в Москве, кто вполне понял значение этого ужасного события для будущего человечества. Появление нового, невиданного по степени жестокости оружия массового поражения стало определяющим для формирования политической реальности послевоенного мира.
Из документов:
«Я не мог не сознавать, какими страшными, нечеловеческими делами мы занимались. (…) Я не был солдатом в той войне — но чувствовал себя солдатом этой, научно-технической.
С 1956 года внимание ученого сосредоточилось на проблеме биологических последствий ядерных испытаний в атмосфере, он публикует статьи на эту тему. Все большее внимание его привлекают вопросы прав человека. Сахаров мыслит в планетарном масштабе и становится гуманитарным мыслителем.
Далее — рассказ об осложнении отношений ученого и правозащитника с властями, и как следствие — публичная травля лауреата Нобелевской премии мира и так называемая «Горьковская ссылка».
«Нобелевская премия предполагала и весомую сумму. Сахарова обвинили в «продажности» западу. Ту же риторику мы и сейчас наблюдаем в отношении многих общественных деятелей и организаций», - отметила Н. Самовер, позднее поведавшая о том, что ученый был очень непритязательным и, несмотря на огромные накопленные суммы, роскошью себя никогда не окружал, отдав впоследствии все свои средства на строительство онкоцентра.
Экскурсию завершили мыслью о том, что освобождение академика Сахарова из ссылки стало предвестником радикальной смены курса руководства СССР. Только сам ученый последствий того, за что боролся, так и не увидел, умерев за три месяца до внесения изменений в 6-ю статью Конституции СССР, положивших конец монополии КПСС на власть и открывших стране путь к свободе.
Выставка в Сыктывкаре продлится до 10 марта 2014 года.