Инициативная группа против строительства пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) под Ухтой создала свою группу в социальной сети «ВКонтакте», чтобы наладить связь между активистами. За две недели в нее вступили чуть менее двух тысяч человек. Здесь они обмениваются свежей информацией, публикуют документы, организуют свои действия. Администратор группы, специалист по промышленной безопасности, охране труда и экологии Ольга Сапрыкина рассказала, почему создание такого сообщества назревало уже давно.
— Почему возникла идея создать такую группу?
— Мы столкнулись с тем, что информация в городе по данному проекту была однобокой, неясной, размытой. Узнать из нее правду о масштабах строительства, сроках, о компетенции строительства было невозможно. Идея создания группы и раньше витала в воздухе, но не было помощника, специалиста, который бы мог это воплотить. Мы люди еще не старые, хоть я пенсионер, но профессионально создать и поддерживать группу Вконтакте не умею. А когда нашелся помощник, то группа и появилась.
— Какие материалы вы туда выложили?
— Там есть документы, официальные ответы от заинтересованных ведомств, чиновников, выписки из самого проекта, оценка воздействия на окружающую среду, статьи, которые появлялись в прессе. Но большая часть статей относится к ПЗРО других регионов, которые уже давно с этой темой столкнулись, организовали свои общественные движения. Еще у нас есть видеозаписи, анкеты, образцы писем, которые мы просим посылать в структуры власти, чтобы обозначить свою позицию.
— На сайте Российского атомного сообщества появилась статья, в которой членов инициативной группы назвали радиофобами. Вы давали ссылку на нее в группе. Она написана в язвительном ключе по отношению к вам. В ней утверждается, что вы зря боитесь строительства ПЗРО. Как вы к ней отнеслись?
— Лично я к этому отношусь спокойно. Да и все мы к ней отнеслись правильно. Хотя мы ожидали атаки со стороны информационного поля, как это было в Сосновом Бору Ленинградской области. Там экологов даже избивали за то, что они распространяли правдивую информацию о том, что предстоит такое строительство. Там Росатом выделил 17 млн рублей на подготовку к общественным слушаниям и подготовку населения к этому. Туда были завезены черные пиарщики, в противовес группе, которая борется против ПЗРО, была создана группа, которая выступала за. Там была конкретная война против экологов. Поэтому, это очень слабый укол в нашу сторону.
— И все-таки. Есть ли хоть доля правды в том, что вас назвали радиофобами?
— Нет там правды. Радиофобы — это те, кто боится радиации. Радиофобами можно назвать все население планеты. На сегодня нет никаких данных, что безопасность таких хранилищ на сотни лет вперед просчитана. Все хранилища делаются по разным технологиям. Хоронить в болотах Коми радиоактивные отходы — это самоубийство. Не все законы этой природной системы нам известны. Абсолютно изолированных природных систем не существует. А если начнется заражение воды в болотах, то мы получим что-то непредсказуемое.
— Какова обстановка в поселке Шудаяг, где живет большинство членов инициативной группы?
— В самом поселке обстановка накалена. Чтобы построить ПЗРО, Росатому придется танки посылать на Шудаяг. Люди же просто на улицы выйдут, если строительство начнется. Передавить нас всех придется, чтобы могильник построить.
— В группе была размещена цитата из доклада врио главы Коми Вячеслава Гайзера из его доклада об итогах работы за 2013 год. В ней он говорил по поводу общественных слушаний о ПЗРО. В комментариях многие люди выразились скептически о его словах. Почему?
— Я думаю, потому, что люди верят делам, а не словам. Слова нужно подкреплять делами. Общий уровень доверия власти в стране пренебрежительно мал. Реальная забота о людях видна по делам. Если стройка будет остановлена, а земля будет возвращена в лесной фонд, тогда это будет конкретное дело. Но не все настроены резко или негативно. Большинство людей просто приняли его слова к сведению, но судить мы будем по результатам. Сейчас сделано несколько правильных шагов в этом направлении, это радует. Но об окончательном серьезном документе пока речь не заходит, но мы будем его ждать.
— Каковы ближайшие планы у инициативной группы?
— Мы продолжаем работу — это и сбор подписей, и встречи с властью. Мы будем расклеивать по городу информационные листы, разносить их по почтовым ящикам. Сейчас объявлен конкурс на эмблему нашего движения: придумано уже 12 логотипов. В нашей группе люди не озлоблены; мы верим, что можно решить все мирным путем.
Сегодня же мэр Ухты Игорь Михель выложил на своей странице ВКонтакте текст обращения врио главы Коми Вячеслава Гайзера к руководителю Росатома Сергею Кириенко. В письмо вошли и основные вопросы от инициативной группы.