Жители Зуевки, чье жилье было признано ветхим, бьют тревогу. Мало того, что они стоят в очереди на получение нового дома годами — взамен аварийного жилья, по их словам, они получают некачественное. Программа переселения в Зуевке реализуется с 2010 года, и финансирование строительства по этой программе осуществляется полностью за счет бюджетных средств. Однако в домах, построенных в рамках программы, никто не хочет жить. «Бараки» — так называют жители только что построенные дома.

Жители требуют объяснений

На журналистов жители Зуевки смотрят, как на последнюю надежду. Инициативной группой они уже обращались в администрацию города, к и.о. губернатора Кировской области Никите Белых и даже написали письмо Президенту. Теперь ждут от него ответа.

Галина Леонидовна Пылаева стоит на очереди на получение квартиры с 2008 года. Она вынуждена ждать, как и другие жители, которые сейчас живут на съемных квартирах. На данный момент уже три дома находятся на стадии завершения строительства, и еще для одного дома заложен фундамент. Речь идет о строительстве одноэтажных домов с каркасным типом застройки. Но за качество постройки, как утверждает Галина Пылаева, никто не ратует:

«Нам строят бараки, где стены — одни фанерки, и это в северном районе области! По местности — это болото, фундамент построили совсем неглубокий. Мы знаем, что весной на этой территории будет потоп. Осенью же фанеры лежали под дождем и стали отходить. Понятно, что такое жилье относится лишь к эконом-классу. Но куда делись деньги? Как проводился выбор местности? Мы просто хотим, чтобы власти отчитались за свои действия и доказали, что данный выбор соответствует всем нормам».

Также Галина Леонидовна признается, что все их просьбы «проследить за строительством своего будущего дома» администрацией игнорируются. В ответ они слышат намеки на то, что жилье достается им бесплатно, поэтому все жалобы советуют оставить при себе. В Зуевке были и независимые эксперты, которые обещали доработать этот вопрос с местной администрацией. Но там, в свою очередь, продолжают утверждать, что все работы проделаны в соответствии с нормами. Очевидно, что мнение жителей здесь не учитывают в связи с определенно сложившимися обстоятельствами.  

Новый глава района против таких застроек

Против застройки подобных домов — как ни парадоксально — выступает и глава Зуевского района Скрябин Владимир Прокопьевич, который заверяет, что решение этой проблемы будет принято в скором времени. Кстати, он, еще будучи депутатом, поднимал вопрос по качеству реализации программы. Заметим, что в должности главы района Владимир Прокопьевич работает всего два месяца. А предыдущего главу района Евгения Пислегина посадили за получение взятки в августе 2013 года. Поэтому Владимир Скрябин признается, что в подготовке программы еще тогда было много недочетов:

 «Люди не были осведомлены, выбранная местность для застройки с ними не согласовывалась. Меры стали принимать только в связи с совещанием, проведенным в январе этого года заместителем председателя Правительства области Алексеем Кузнецовым. Сейчас у нас работа ведется так: сначала застройщик должен предоставить эскиз (при этом тщательно прописать все условия застройки), если же они нас устроят — мы продолжаем работать. Но до апреля, то есть до распутицы, работы приостановлены».

Владимир Прокопьевич отмечает, что вопрос о том, кто должен следить за всеми работами, неоднократно обсуждался в районной думе, и в итоге решено, что контроль по застройке должен осуществляться со стороны администрации района. Кстати, Владимир Прокопьевич выступает против каркасного типа застройки. В связи с этим он поднимал и вопрос введения практики покупки вторичного жилья:

«С таким предложением я уже выходил в департамент строительства, но согласия нам не дали. Все потому, что разрешены лишь строительство или покупка готового нового жилья».

Наталья Евгеньевна Обухова, руководитель отдела муниципального хозяйства и субсидий администрации Зуевского района, говорит, что администрация района не занимается ни контролем застройки, ни взаимодействием с застройщиком. В обязанностях администрации — только покупка готовых квартир. А оценкой местности и прочими вопросами «соответствия нормам» должен заниматься архитектор города. В целом Наталья Евгеньевна оценивает реализацию программы по переселению на «хорошо» и отмечает, что хотелось бы еще лучше, но, увы, недостаточно средств.

В других районах местная власть слышит, что хотят жители


Программа переселения из ветхого жилья действует и в других районах области. Например, опыт Верхошижемского района показывает, что застройка новых домов может успешно пройти с учетом мнения всех жителей. Дмитрий Васильевич Кадесников, глава Верхошижемского района говорит, что в его районе используется три категории строительства: пенобетон, сухой брус, каркасное домостроение. Последний тип не проигрывает с точки зрения теплопотерь, что было доказано экспертами, и эта технология застройки имеет место быть:

«Однако мы изучили общественное мнение в 2009 году, и со стороны населения было недоверие к каркасному типу строительства. Ведь для русского человека дом должен быть крепким и надежным, с толстыми стенами, а если его можно проколоть вилами — это уже не дом. Мы ушли от этой технологии через год, построив только два таких дома».

Вообще, Дмитрий Васильевич считает, что участие в программе это даже не прерогатива — это обязанность районов. Ведь для этой программы выделяются достойные деньги, с помощью которых можно решить проблемы жилья на местном уровне:

«Конечно, решение о выборе территорий для застройки без публичных слушаний нельзя принимать. Просто в Зуевке нет доверительной беседы: например, потеря доверия со стороны населения в выборе строительной площадки, на которой не было произведено мелиорации. Как раз на заседании глав районов, прошедшем в январе, я выступал с докладом, где подробно делился опытом реализации этой программы в нашем районе».

Сейчас в Зуевке продолжается застройка нового жилья. И, кстати, о существовании письма, адресованного жителями Президенту, глава района не осведомлен. 

Будет уместно вспомнить случай, который прославил Зуевский район еще в апреле 2013 года:  новый дом, построенный в рамках этой же программы, ушел под воду. В нем был полностью затоплен подвал, и вода приближалась к квартирам первого этажа. Чтобы этого избежать, жильцам приходилось выносить воду ведрами. Кажется, от этого могли бы предостеречь жители, вот только власти к ним редко прислушиваются.