1. По нарушениям прав кыргызстанцев в России направлено более 60 нот. Об этом сообщил посол Кыргызской Республики в РФ Болот Джунусов на заседании Большого общественного совета.
По его словам, нововведения в миграционном законодательстве России можно охарактеризовать как «долго запрягали, быстро поехали».
В 2013 г. эксперты в области миграции из Казахстана и России (СПб, Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Казани и Калужской области) совместно с Центром содействия международной защите (г.Ош) проводили мониторинг изменений в миграционное законодательство принимающих стран: в результате выяснилось, что всего в миграционное законодательство внесено более 30 изменений, в которых даже специалистам сложно разобраться, не то что простым людям.
Отсюда и возникли проблемы, зачистки, — считает Посол КР в г.Москве: «Отсутствует взаимосвязь: например, когда шли массовые зачистки, мы выясняли о происходящем с нашими соотечественниками по «сарафанному радио». Никаких официальных сообщений не поступало», — добавил он.
2. У кыргызстанских властей нет доступа к базе данных ФСБ (пограничной службы) РФ о гражданах, которым запрещен въезд в Россию. Об этом сообщил главный специалист по миграционной политике Министерства труда, миграции и молодежи Улугбек Бакенов на заседании недавнего Большого общественного совета.
«Доступ есть только к базе данных Федеральной миграционной службы России. Однако эти две службы дают разные данные о числе кыргызстанцев, которым запрещен въезд в РФ. Но самые большие сложности возникают при выяснении причин отказа во въезде», — отметил миграционный чиновник Кыргызского правительства.
«Всего в «черном списке» граждан, которым запрещен въезд в Россию, около 500 тысяч человек. Свои базы создали около 11 ведомств», — подчеркнул Улугбек Бакенов.
3. В России в местах лишения свободы отбывают наказание 2414 граждан Кыргызстана. Об этом сообщила директор департамента консульских услуг министерства иностранных дел КР Ирина Оролбаева:
«В местах лишения свободы РФ содержатся 2414 наших граждан, они отбывают наказание за различные виды преступлений», — сказала И. Оролбаева на девятом заседании, посвященном вопросу повышения качества услуг, предоставляемых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями мигрантам, в четверг.
По данным МИД Кыргызстана, за незаконное приобретение, хранение и изготовление наркотиков срок отбывают 547 человек, 383 — за грабеж и попытку грабежа, 325 человек сидят за тяжкие преступления, по которым предполагается экстрадиция.
Для примера — только в калужской колонии №5, что в г. Сухиничи, отбывает наказание 6 граждан Кыргызстана и еще 6 лиц без гражданства, уроженцев Киргизской ССР.
Все эти граждане желают отбывать наказание на родине, в Кыргызстане, но не знают, как это сделать.
«Мы получили 1,3 тыс. писем от желающих экстрадиции в Кыргызстан. Работа в этом направлении ведется с генеральной прокуратурой», — отметила сотрудник кыргызстанского МИД.
4. Миграционное законодательство России нарушает права детей мигрантов на обучение. Об этом заявила руководитель правозащитного движения «Бир дуйно Кыргызстан» Толекан Исмаилова на недавнем заседании Большого общественного совета.
По ее словам, срок пребывания на территории России детей мигрантов не связан с разрешением на пребывание там их родителей. «До 2014 года дети могли находиться в России только 90 дней, даже если у их родителей есть разрешение на год. Это приводит к тому, что родители вынуждены каждые 3 месяца вывозить ребенка с территории РФ. В результате нарушается учебный процесс, доступ к образованию детей мигрантов», — говорит Толекан Исмаилова.
«С 2014 года «драконовские правила» ужесточили. Теперь нельзя просто вывезти ребенка с территории РФ и сразу въехать обратно. Нужно ждать 3 месяца. Получается, дети совсем выпадают из процесса. Родители не могут взять их с собой», — отметила Толекан Исмаилова.