Несколько лет назад известные блогеры Илья Варламов и Дмитрий Терновский запустили проект — «Страна без глупостей». Один из его разделов — это «Свобода фотографии». Затем появился отдельный сайт, где в помощь борцу за свои права собрана вся юридическая база, даны полные и подробные инструкции. Воронежские активисты, наряду с блогерами из других регионов страны, тоже загорелись этой идеей и уже совершили три рейда. Сегодня, в субботу, они отправятся уже в четвертый раз.
 
 
Молодой человек под никнеймом Nex работает программистом. Его друзья Kulich и Alsosed увлекаются фотографией. Nex отвечает за организацию рейда, а Kulich и Alsosed снимают свой поход камеру. Мы встретились с Nex'ом, чтобы обсудить, кому и зачем нужна свобода фотографии и как защитить свои права.
 
— Как вы узнали о проекте «Свобода фотографии»?
 
-— Я уже давно и регулярно читаю блог Варламова. Однажды он разместил ссылку на новый проект с Терновским. Затем стал публиковать результаты первых опытов, провел пару акций. И вот, в прошлом году мы решили к ним присоединиться. Внимательно изучили закон — и начали собственные рейды.
 
— Где вы публикуете свои результаты?
 
— Сначала пишу в своем блоге, затем делаю репост в воронежское сообщество в «Живом журнале». Там люди, не знакомые со мной лично и не читающие мой блог, смотрят мои посты, комментируют. Кроме того, в ЖЖ я вставляю ссылки на аудио- и видеофайлы из группы на «Вконтакте», поэтому те, кто заинтересовался, могут ознакомиться и с пабликом в соцсети. Мы бы очень хотели, чтобы к нам присоединились и другие, со свежими силами, чтобы подобной деятельностью заинтересовалось как можно больше людей, которые продолжат это дело. Но пока желающих нет. Есть просто подписчики на «Вконтакте», которые следят за новостями и обновлениями в группе. Активных участников мы все еще ждем. Причем мы готовы обучить их необходимым юридическим тонкостям, проконсультировать на всех этапах: как разговаривать с нарушителями, чего нельзя себе позволять, как написать заявление и куда его направить. Мы наработали такой опыт, что способны проконсультировать новичков.
 
— Как вы выбираете объекты для рейда?
 
— Если на двери висит знак запрета на съемку, то мы идем туда! Наши объекты внимания сейчас — это магазины и торговые центры. Главное оправдание запрета на съемку — это утверждение, что объект либо является частной собственностью, либо имеет стратегическое значение. А люди, вооруженные фотоаппаратами, выглядят подозрительно, поэтому охрана на всякий случай запрещает съемку. Но это незаконно. Существует общедоступная информация, она находится в свободном доступе. С ней может ознакомиться абсолютно любой человек, а следовательно, и задокументировать ее, в том числе на фото или видео. Именно за это право мы и боремся.
 
— Зачем обычному человеку может понадобиться зафиксировать информацию на фотоносителе?
 
— Скажем, вы нашли какое-то правонарушение в магазине (например, просроченный товар). Вы хотите сообщить об этом, чтобы защитить свои права покупателя. Но вам обязательно нужно обезопасить себя, собрав достаточное количество доказательств. Для этого и нужно иметь право производить съемку в магазине. Зачастую охранники или администрация начинают неадекватно реагировать, обвинять вас в краже. Или сказать вызванным вами полицейским, что вы вели себя агрессивно, кричали или находились в состоянии алкогольного опьянения. Благодаря съемке у вас появятся и доказательства своей невиновности. Нас тоже пытались обвинить в краже, когда мы сделали пару кадров в аптеке. И эта самая свобода фотографий — наш способ защитить себя от ложных обвинений.
 
— Вам запрещают снимать только на зеркальные камеры?
 
— Нет, мы экспериментировали и с «мыльницами», и с мобильными телефонами. Во всех случаях на нас обращают внимание и запрещают фотографировать.
 
— Что именно вы снимаете в магазинах?
 
— Мы фотографируем только товары и интерьер. Люди попадают в кадр только в том случае, если их изображения помогут нам защитить себя, предоставить доказательства. К тому же, мы снимаем все происходящее на видео — фиксируем правонарушение. Правда, полиция особенно резко относится к таким попыткам, практически никогда не называют свою фамилию. Так что мы используем портретные снимки (охранников, администраторов, полицейских) только в общественных целях, для осуществления гражданского контроля. А обычных посетителей мы не фотографируем — у каждого есть право на изображение. Но в любом случае, сама съемка ни в каком случае запрещена быть не может, в законе оговорено ограничение только на распространение изображения.
 
 
— Вы самостоятельно изучали все законы?
 
— Да, юристов мы не нанимали. Конечно, нам очень помогла памятка Варламова. Там есть ссылки на все необходимые кодексы и статьи.
 
— Вы с собой в рейды берете распечатки законов?
 
— Да, но мы все равно их не показываем — это бесполезно. К тому же, наша цель — зафиксировать правонарушение и сообщить о нем в полицию, чтобы все решилось по закону. Вдобавок мы оставляем записи в жалобной книге. Мы не собираемся убеждать в своей правоте охранников или администраторов: чаще всего они просто выслушают вас, согласятся, а потом вы уйдете — и они продолжат нарушать ваши права. Кстати, перед тем как идти в тот или иной магазин, мы через форму обратной связи в Интернете отправляем администратору запрос: почему у вас запрещена фотосъемка, как вы можете это объяснить? Но пока что никто на подобные вопросы не ответил. Администрация просто игнорирует заявления. Видимо, потому что у них нет достойной аргументации. Поэтому мы приходим непосредственно в магазин и решаем этот вопрос уже на месте.
 
— Уже есть какие-нибудь результаты?
 
— Нам удалось разрешить фотосъемку пока что в двух магазинах: в одном с двери даже убрали знак запрета на съемку, в другом просто стали лояльно относиться. В целом же, по нашему опыту, в пяти из семи случаев съемку все равно запретили. Мы направили жалобы. Обычно мы пишем заявления только на действия сотрудников магазина. Им грозит от предупреждения до штрафа в 1,5 тысячи рублей. К действиям полиции у нас претензий нет. За исключением одного случая в аптеке, когда полицейский стал на нас давить. Мы столкнулись с неадекватным патрульным, он заставил нас стереть видео. Написали на него заявление в полицию, пока что ждем ответа.
 
— А остальные жалобы? Это работает?
 
— А вот в этом пока наша главная проблема. По нашим заявлениям практически никого не хотят привлекать к ответственности. Пока бумажная волокита с обжалованием решения прокуратуры тянется сначала на районном уровне, затем — на городском... В итоге полиция отвечает нам: срок давности административного правонарушения (а это 2 месяца) просто-напросто истек. Но это уже их внутренние нарушения — к сожалению, на них мы повлиять не можем. Значит, придется идти еще раз в то же самое место, снова писать заявления. Надо придумать, как заставить эти законы работать на нас. Пока что мы сумели привлечь к ответственности только одного охранника, который отказался предъявить нам свое удостоверение, а вовсе не руководство — за нарушение свободы съемки. И в ходе прокурорской проверки, проведенной после наших повторных обращений, двух полицейских также привлекли к дисциплинарной ответственности.
 
— Вы будете добиваться свободы фотографии только в магазинах и торговых центрах?
 
— Мы обдумывали и другой вариант — совершать рейды на вокзал и в аэропорт. Мы даже узнали по телефону, что на вокзале, возможно, нам и разрешат съемку, а вот в аэропорту запретят точно. Хотя опять же, согласно закону, мы имеем право там фотографировать. Но сейчас, в связи с нестабильной ситуацией в стране, мы решили отложить наши планы ненадолго — пока все не успокоится. Мы знаем, что будем правы, даже если будем требовать права на съемку сейчас. Только вот полицейские и охранники могут повести себя неадекватно — мы просто не хотим рисковать, ведь они могут сначала избить, а потом уже разбираться. Так что подождем несколько месяцев. Может, к тому времени нас, борцов за свободу фотографии, станет уже больше.
 
Фото — vk.com