Владимир Путин после традиционной большой пресс-конференции сделал сенсационное заявление. Общаясь в кулуарах с журналистами, он сказал, что бывший глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский написал прошение о помиловании. Об этом сообщает «Эхо Москвы». Президент отметил, что намерен в ближайшее время подписание прошение.
Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант о решении президента узнал от журналистов. И, судя по всему, был ошарашен. Впрочем, защита Ходорковского чуть позже заявила, что до встречи с Михаилом Ходорковским они просят считать все комментарии, касающиеся просьбы о помиловании, недействительными.
Напомним, в 2005 году экс-главу ЮКОСа признали виновным в мошенничестве и других преступлениях, а в 2010 ему вынесли второй приговор за легализацию выручки. Срок заключения Ходорковского истекает в августе следующего года.
На новость о планах по освобождению Михаила Ходорковского отреагировали и биржи. Индексы РТС и ММВБ выросли почти на 1,5%, приблизившись к уровням месячной давности.
Интернет-журнал предлагает всем зарегистрированным пользователям и экспертам высказать свое мнение по этому поводу. Редакция подготовила три ключевых вопроса по этой теме. Вы можете прислать свои ответы на них, а мы опубликуем их в одном материале.
1. Почему его собираются выпустить?
2. Кому это выгодно?
3. Чем ему стоит теперь заняться?
Свои ответы присылайте по адресу redaktor@7x7-journal.ru с пометкой «опрос». Обязательно укажите свой статус или должность. Ответы будут приниматься в течение трех дней.
20 декабря на сайте Президента России появился указ о помиловании Михаила Ходорковского.
1. ПОЧЕМУ ЕГО ВЫПУСТИЛИ?
Сергей Дружинин, журналист, блогер (Йошкар-Ола):
— Думаю, что освобождение Ходорковского выторговала Германия, к которой Путин явно благоволит. Что было обещано взамен, неизвестно. Это могло быть и обещание заволокитить вступление Украины в ЕС, и какие-нибудь нефтегазовые дела, или даже приезд Меркель на Олимпиаду в Сочи. Германию же интересуют деньги Ходорковского, которых должно остаться немало и которые могут начать работать на германскую экономику.
Василий Сорокин, финансист (Йошкар-Ола):
— Даже если в этом деле и есть политическая составляющая, все же приведу слова Глеба Жеглова: "Вор должен сидеть в тюрьме". Если бы еще и участников преступной приватизации в России посажали бы в тюрьму на длительные сроки, то, думаю, справедливость восторжествовала бы в большей мере.
Алексей Горбунов, депутат горсобрания, член Центрального совета политической партии "Справедливая Россия" (Йошкар-Ола):
Сергей Подузов, сопредседатель РОО "Человек и Закон" (Йошкар-Ола):
— Я думал об этом, но потом решил не гадать, потому что мы не будем знать истинных причин его помилования. Можем лишь думать о смысле поступка.
Эдуард Самушенок, гражданский активист, (Орел):
— Я в шоке. Информации очень мало, но очень боюсь, что Ходорковского смогли сломать.
Вероника Каткова, председатель Совета Орловского регионального отделения Движения в защиту прав избирателей "Голос" (Орел):
— Я рада освобождению Ходорковского, он очень много настрадался за эти годы. В СМИ прошла информация, что одним из доводов стала болезнь матери. И тут его нельзя не понять: Михаил Ходорковский хочет увидеть Марину Филипповну живой, а не прийти на ее могилу. Тем более что, вопреки расхожему мнению, активно транслируемому единороссами, признание вины не является условием подачи прошения о помиловании.
Георгий Саркисян, координатор ОГФ в Орловской области, блогер, журналист (Орел):
— Помилование Ходорковского однозначно приветствую: свобода есть свобода. На воле Ходорковский полезнее для общества. Тем более что, судя по всему, вины он не признал, да в этом и нет необходимости. Словом, я приветствую это не как жест "доброй воли", а как выход на свободу человека, безосновательно отсидевшего десять лет.
Олег Судонин, секретарь Бюро Орловского регионального отделения партии "Справеливая Россия" (Орел):
— Полагаю, решение о помиловании и освобождении Ходорковского было принято потому, что сейчас он не несет угрозы лично Путину. Скорее всего, Путин все ж не пойдет на следующие выборы, а потому Ходорковский в этом плане не является ему помехой.
Владимир Загайнов, депутат Орловского областного Совета народных депутатов (фракция КПРФ) (Орел):
— Ходорковского освободили для того, чтобы показать, что наша страна демократична, что зла ни на кого не держат. Вообще же, по той статье, которая вменялась Ходорковскому, можно любого олигарха "брать за жабры".
Виталий Брамм, председатель кировского регионального отделения "Народного Альянса" (Киров):
— Путин царским жестом скинул полгода с 11 лет Михаилу. Почему? Думаю, чтобы хоть немного "обелить" свой политический имидж перед олимпиадой и обойти очередной пул вопросов от иностранных журналистов по поводу Ходорковского, избавившись от довольно непрятного политзека Ходорковского, а в купе с освобождением PR и нескольких болотных узников, будет всем говорить какой он "милостливый государь". Означает ли освобождение еще и обозначением силы политики Путина? В любом случае освобождение Ходорковского — это, конечно, загадка, и я думаю, в ближайшее время все проясниться.
Антон Касанов, историк, организатор проекта "Пешком по Вятке" (Киров):
— На мой взгляд, здесь совпало несколько факторов. Во-первых, личная инициатива Михаила Борисовича, продиктованная болезнью матери и собственным эмоциональным состоянием на фоне 10-летнего пребывания в местах заключения и слухов о третьем «Деле ЮКОСа». Во-вторых, я согласен с теми комментаторами, которые относят освобождение Ходорковского к череде гуманных поступков власти, продиктованных некой попыткой улучшения имиджа перед грядущей Олимпиадой в глазах мирового сообщества. Третий фактор — это текущая политическая конъюнктура, здесь уместно вспомнить мнение политолога Станислава Белковского, который, как и ряд других экспертов, считает, что Ходорковский образца 2013 года уже не считается лично Путиным серьезным политическим оппонентом и безобиден для современной властной вертикали.
Александр Донской, бывший мэр Архангельска, полгода отсидевший в СИЗО:
— Я очень обрадовался, когда узнал, что выпустят Ходорковского, потому что 10 лет тюрьмы и неясное будущее — это страшная пытка для любого человека. Многим людям эту пытку сложно осознать, потому что подавляющее большинство людей никогда не были такими свободными, как Ходорковский. Я считаю, что он является преступником с точки зрения закона, в той или иной степени он совершал то, что ему инкриминировали. Но посадили его не за это, а за то, что он повел себя неправильно по понятиям, сложившимся в нашей политической системе. Его собираются выпустить, потому что иначе он превратится в Нельсона Манделу. Потому что дальнейшая отсидка понизит рейтинг Путина и в стране, и за рубежом. Потому что освобождение Ходорковского повышает рейтинг Путина. Потому что Ходорковский сломлен и унижен. В общем, много факторов, почему Путину это выгодно сейчас.
Михаил Силантьев, "Аграрная партия России", депутат областного Собрания двух созывов (Архангельск):
— Ситуация с Ходорковским сегодня — гениальнейшая многоходовка кремлевских стратегов! Просто дьявольская гениальность — выпустить опального олигарха в день чекиста — раз. Доказать всем свою правоту — он сам признается в преступлениях и просит помилование — два. Показать свою милость и либеральность накануне олимпиады, тем самым обезоружив международных обличителей антинародного режима из-за рубежа — три. В очередной раз расколоть лагерь оппозиции, вкинув к ним еще одного сильного лидера — четыре. И главное — пятое — все это происходит практически тогда, когда так и так пришлось бы его выпускать — после практически 10-летнего заточения оставалось всего-то несколько месяцев до окончания полного срока... Но каков расклад-то, как все гениально сложилось! Просто Макиавелли потрудился!
Павел Меньшуткин, консультант, бывший глава Пинежского района (Архангельская область):
— Я давно уверился в том, что либералы нужны тогда, когда в экономике начинаются проблемы. Но в данном случае скорее всего сыграл роль фактор бойкота олимпиады.
Владимир Сапунов, д.ф.н., профессор ВГУ (Воронеж):
— Ходорковский сейчас уже никому не нужен. Он отсидел 10 лет, потерял все свое влияние, деньги у него отобрали, имущество "Юкоса" ушло к "Роснефти", и он сейчас для власти не представляет никакой угрозы. Более того, либеральная оппозиция не воспринимает его как свой идол. Появились новые кумиры: Навальный, "Пусси райот". Его стали забывать. Его отпустили, потому что угрозы он уже никакой не представляет.
Андрей Золотухин, журналист, преподаватель ВГУ (Воронеж):
— Скорее всего, Ходорковского выпустили, чтобы смягчить международную напряженность вокруг России, откровенно впадающей во времена "самодержавия, православия, народности".
Николай Сапелкин, общественный деятель, член Союза писателей России (Воронеж):
— Помилование М.Б. Ходорковского — не предмет политики. По-человечески его жалко, все-таки восемь лет он провел в местах лишения свободы. Но он совершил преступления, был судим, долгое время не признавал своей вины; теперь, когда сидеть ему оставалось всего несколько месяцев, он осознал тяжесть совершенных деяний и покаялся. Со стороны президента — это гуманный шаг, помиловать раскаявшегося человека, у которого больные престарелые родители. Со стороны Ходорковского — это сильный ход, свидетельствующий о его зрелости и патриотизме.
Андрей Никулин, юрист (Сыктывкар):
— Думаю, причина в крайне скверном положении дел в экономике. Деловой климат хуже некуда, капитал бежит из страны, доверие западных инвесторов подорвано. Видимо, там посчитали, что эта новость может хоть как-то поднять доверие инвесторов и остановить бегство капитала.
Григорий Спичак, писатель, журналист (Сыктывкар):
— Структур под Ходорковским уже быть не может... На Западе он явно не страшнее Сноудена ...10 лет — это много. Уже другая эпоха.
Тамара Макарова, заместитель председателя «Комитета спасения Печоры» (Нижний Одес, Коми):
— Я не знаю, что движет Путиным. Возможно, желание обелить свой политический имидж перед Олимпиадой.
Валерий Черницын, журналист газеты "Красное знамя" (Сыктывкар):
— Если все звучит так, как есть, и действительно подано прошение о помиловании, то причина амнистии очевидна: Ходорковский ПРИЗНАЕТ свою вину (не знаю уж, в каком именно из преступлений). "Признание — царица доказательств" (с). Это я в известной степени шучу, но здесь афоризм Вышинского имеет политическое значение не для приговора, а именно для амнистии.
2. КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Алексей Горбунов, депутат горсобрания, член Центрального совета политической партии "Справедливая Россия" (Йошкар-Ола):
— Конечно, на поверхности лежит стремление власти в преддверии Олимпиады поправить свой весьма потрепанный (по большей части ею самой) имидж.
Сергей Подузов, сопредседатель РОО "Человек и Закон" (Йошкар-Ола):
Вероника Каткова, председатель Совета Орловского регионального отделения Движения в защиту прав избирателей "Голос" (Орел):
— Освобождение Ходорковского выгодно Путину. Тут холодный расчет: надо поднять имидж России перед Олимпиадой. Возможно, что Путин решил так отметить свой профессиональный праздник.
Георгий Саркисян, координатор ОГФ в Орловской области, блогер, журналист (Орел):
— Конечно, решение Путина — не альтруизм и не гуманизм, а необходимость показать якобы человеческое лицо в преддверии сочинской Олимпиады, особенно в ситуации, когда мировые лидеры демонстративно отказываются от приезда в Россию.
Виктор Зырянов, журналист, блогер (Орел):
— Полагаю, что это игра Путина. В любом случае Ходорковский должен был выйти в следующем году, убить его или даже дать еще один срок — слишком большой скандал. А так — Путин поступил, как "добрый царь": смилостивился — и вышел Ходорковский.
Олег Судонин, секретарь Бюро Орловского регионального отделения партии "Справеливая Россия" (Орел):
— Путин пытается поднять свою репутацию перед "заграницей" — в первую очередь, перед Европейским Союзом и США.
Виталий Брамм, председатель кировского регионального отделения "Народного Альянса" (Киров):
— Конечно, с одной стороны, это выгодну Путину и ко, по описанным выше причинам. Это выгодно оппозиции, так как на волю выходит одна из самых сильных личностей; возможно, Ходорковский смог бы укрепить вокруг себя разобщенные силы оппозиции. Ну и в первую очередь это выгодно семье Михаила, ведь он пробыл в заключении 10 лет, а это огромный срок.
Антон Касанов, историк, организатор проекта "Пешком по Вятке" (Киров):
— В первую очередь непосредственно самому Михаилу Борисовичу, так как 10 лет — это очень серьезный срок.
Александр Донской, бывший мэр Архангельска, полгода отсидевший в СИЗО:
— Всем: и Путину, и Ходорковскому, и их оппонентам, и сторонникам. Это абсолютно верное решение.
Михаил Силантьев, "Аграрная партия России", депутат областного Собрания двух созывов (Архангельск):
— Второй вопрос — кому это выгодно — уже отвечен в первом вопросе: выгодно кремлевской администрации. Ну и, конечно, самому помилованному, как человеку, но не как политику. Как для политика — это для него серьезнейшее поражение и инструмент давления на него в будущем — признал свою неправоту и согласился на политическую капитуляцию. А это приведет к сомнениям в головах последователей: а может быть, он не только согласился, а может быть, он и еще какие-то обязательства на себя взял, о которых вслух говорить никто не будет, пока обе стороны их соблюдают...
Павел Меньшуткин, консультант, бывший глава Пинежского района (Архангельская область):
— Выгодно это Путину. Чем угодно, но думаю, что поставлено условие не заниматься политикой.
Владимир Сапунов, д.ф.н., профессор ВГУ (Воронеж):
— Власти это и выгодно. В совокупности с тем, что сейчас освобождают "Пусси Райот", "Арктик Санрайз", они показывают, что Россия — не полицейское государство. Тем самым выбивают козыри у Евросоюза в борьбе за Украину. Еще многие призывали бойкотировать Олимпиаду в Сочи, потому что там нарушаются права человека. А выпустив Ходорковского, мы показали, что мы не такие, как вы о нас говорите.
Андрей Золотухин, журналист, преподаватель ВГУ (Воронеж):
— Его, наверное, все-таки вынудили написать прошение о помиловании. Конечно, это выгодно нынешней власти. Первые лица теперь могут говорить о том, что, вот, и Ходорковского в конце концов сломали.
Андрей Сокрустов, колумнист Abireg (Воронеж):
— Прежде всего, это выгодно тем лидерам протеста, которых Ходорковский мог бы подвинуть на этом поле, если бы он остался на прежних позициях непризнания собственной вины, и тем самым сохранил бы авторитет в кругах, которые считают его «узником совести». Поэтому тихо порадоваться такому исходу могут Немцов, Навальный, Рыжков и другие «друзья» Ходорковского.
Наталья Звягина, правозащитник (Воронеж):
— Выгодно это в первую очередь России. Именно страна в целом выигрывает от этого шага. Атмосфера тотального ужаса слегка отступила, багряные тучи кровавых репрессий на время рассеялись.
Виктор Лиходзиевский, журналист (Воронеж):
— Это выгодно Путину (по крайней мере он так думает). И всем, кто ждет от жизни интересного.
Геннадий Шаталов, Президент Коммуникационной группы «Region PR» (Воронеж):
— Это выгодно власти. Но главное — это очень нужно его семье.
Николай Сапелкин, общественный деятель, член Союза писателей России (Воронеж):
— Это выгодно самому М. Б. Ходорковскому, его семье и не выгодно адвокатам, которым теперь нужно искать новых клиентов. Это и России выгодно, точнее ее имиджу. Ведь нас упрекали наши зарубежные партнеры в предвзятом отношении к делу Ходорковского. А тут он раскаялся, а значит и признал предъявленные обвинения, и попросил помилования.
Власть исключила достаточно известную персону из списков политических заключенных, которые составляются определенными кругами на Западе. И дело «Юкоса» теперь никто оспаривать не станет.
Андрей Никулин, юрист (Сыктывкар):
— Это выгодно в первую очередь Путину, так как он приобретает имидж просвещенного политика, гуманитария. Тем более, что он будет толковать факт подачи прошения о помиловании, как признание вины, а значит, он никого по политическим мотивам не преследовал, они же сами сознались. Плюс это будет дополнительный аргумент в пользу "придворных олигархов" в спорах о захвате наследия ЮКОСа, которые рассматриваются в иностранных юрисдикциях.
Григорий Спичак, писатель, журналист (Сыктывкар):
— Выгодно? Трудно сказать... Конечно, сейчас вокруг него будут "танцы с газетами и ТВ", но выраженных фигур, кому выгодно, не вижу...
Тамара Макарова, заместитель председателя «Комитета спасения Печоры» (Нижний Одес, Коми):
— Кому это выгодно? Конечно, Путину. Будь иначе, не было бы и речи о помиловании.
Валерий Черницын, журналист газеты "Красное знамя" (Сыктывкар):
— Это выгодно не только Путину, но и тем из теневых политических игроков, кто тяготится нуждой вкладывать ресурсы в Навального. Понимая, что Ходорковский не может выиграть президентские выборы, эти игроки заинтересованы в том, чтобы через его сакрализированную фигуру контролировать (финансово и медийно) того, кто готов рискнуть и ввязаться именно в президентские выборы. И это может быть не только Навальный.
Василий Сорокин, финансист (Йошкар-Ола):
Алексей Горбунов, депутат горсобрания, член Центрального совета политической партии "Справедливая Россия" (Йошкар-Ола):
— Не соглашусь с теми, кто утверждает, что Ходорковский никогда не вернется в политику, даже если и были на этот счет какие-то договоренности — морально он вполне от них свободен. Безусловно, годик отдохнет, подлечится. Но нужен ли он будет стране в той роли, в которой его видит "передовой отряд" либеральной общественности? Вообще, конец 13-го года богат на события. Помилование МБХ и амнистия Сердюкову — эти и другие, на первый взгляд, не связанные между собой события, почему-то сливаются в предчувствие неминуемо надвигающегося острого кризиса власти, которая все больше зависит от рефлексов одного человека.
Александр Донской, бывший мэр Архангельска, полгода отсидевший в СИЗО:
Николай Сапелкин, общественный деятель, член Союза писателей России (Воронеж):
— Приобретенный жизненный опыт М. Б. Ходорковскому следует направить на пользу России. Конечно, у него есть ряд ограничений на занятие политикой, государственной службой, но он может вести гуманитарные проекты.
Андрей Никулин, юрист (Сыктывкар):
— Человек свободен в выборе способов самореализации, разве может общество решать за человека, чем ему стоит заняться?
Григорий Спичак, писатель, журналист (Сыктывкар):
— Наверное, бизнесом... Он же бизнесмен. Почему-то думается, что в политику он не полезет. Во всяком случае, не полезет по-крупному...
Тамара Макарова, заместитель председателя «Комитета спасения Печоры» (Нижний Одес, Коми):
— Первым желанием было ответить так: "Ходорковскому надо стать лидером оппозиции и победить. Иначе его снова посадят". Но потом подумала, что при малейшем уклоне в политическую деятельность Ходорковского сразу же отправят обратно за решетку. А после встречи с родными (любимой женой, родителями, подросшими детьми) возвращаться обратно, под стражу, втройне тяжело. Заняться исключительно семейными делами? Не думаю, что Михаила Борисовича устроит такой вариант. Тем более что его сподвижники по бизнесу по-прежнему за решеткой, и их никто не собирается выпускать на свободу. Думаю, самый реальный вариант — эмигрировать с семьей. И семья рядом, и руки развязаны. В условиях поголовной интернетизации можно из-за рубежа влиять на ситуацию в России и принести ей пользу. На этом месте можно было бы поставить точку, но предположу, что властители России наивно думают, что интернет можно прихлопнуть...
Валерий Черницын, журналист газеты "Красное знамя" (Сыктывкар):
— Чем-нибудь типа Сколково. Его голова — как раз для подобных проектов.