— Как научить человека писать пьесу? — Никола берет в руки маркер и начинает чертить на доске схему. В нижнем левом углу — главный персонаж. В правом верхнем — его желанная цель. Между ними — четыре препятствия, похожие на стены, преграждающие путь "наверх". — "Стены" — это конфликты, которые должен разрешить герой. Причем последнее препятствие — самое большое, практически непреодолимое, его невозможно обойти. Герой должен пробиться сквозь стену, и это либо сломает его, либо окончательно, раз и навсегда изменит.
 
 
Главное — взаимоуважение
 
На схеме все просто и понятно. Дальше надо лишь включить фантазию. Это уже сложнее. Но и это получается. И получается даже у тех, кто, казалось бы, давно разучился мечтать.
 
Никола МакКартни на протяжении уже нескольких лет занимается так называемой социальной практикой в театре. К ней в руки попадают представители "сложных" социальных групп — те люди, которые в силу жизненных обстоятельств оказались в трудной ситуации. Это дети из интернатов, наркозависимые, люди с ограниченными возможностями и даже заключенные. Идея зародилась в Шотландии. Но уже несколько лет Никола проводит Class Act'ы — так называется ее проект — и в России.
 
— Когда я первый раз пробовала воплотить в жизнь идею Class Act'а, я попросила соцотдел в одном из городов Шотландии о том, чтобы они нашли детей из неблагополучных семей, которым захотелось бы попробовать написать пьесу, — рассказывает Никола. — В итоге они просто "прислали" мне кучу детей, у которых не было абсолютно никакого желания этим заниматься. Их просто заставили прийти ко мне на занятия. Видимо, для отчетности. С ними было очень сложно управляться. Особенно с одной 16-летней девочкой, которая категорически отказывалась работать в команде. У нас было правило: во время обсуждения все должны были сидеть в кругу и внимательно слушать друг друга, не перебивая. Эта девочка наотрез отказывалась сесть. После моих долгих и упорных замечаний она просто подскочила ко мне, встала вплотную и начала истошно орать, используя все самые отвратительные слова, которые она знала, стала угрожать мне чуть ли не физической расправой. Но я не испугалась. Я просто скаала: ну что ж, вперед! У тебя два выхода: или ты сделаешь то, что обещаешь, и вылетишь отсюда, из проекта, или ты успокоишься, сядешь в круг, и мы продолжим работу. Удивительно, но... она села на место! И затем, в ходе работы, раскрылась как прекрасный драматург.
 
Никола подчеркивает, что главное — это принцип взаимоуважения. Не только в отношениях со взрослыми, но и со своими сверстниками. Когда-то британский Class Act делал совместный проект с Россией: в нем участвовали как русские, так и шотландские дети. Каждый писал пьесу на своем языке, а постановку делали все вместе. И был один 10-летний шотландский мальчик, у которого были огромные проблемы с речью: он едва ли мог связать два слова. Ему дали роль в спектакле на русском языке. Надо было прочитать всего лишь две строчки — но и это ему было крайне сложно. Сначала другие ребята издевались над ним. Но потом два русских мальчика вдруг почувствовали ответственность за своего зарубежного коллегу и решили помочь: каждый день по часу учили его выговаривать слова. Во время премьеры шотландец не сделал ни одной ошибки. Он был очень воодушевлен и, даже не успев уйти со сцены, выкрикнул: "Да, я это сделал!" И вместе с ним кричали "Ура" и его русские наставники.
 
 
Им просто не хватало человеческого внимания
 
— Театр  — это не просто "развлекаловка", — делает акцент Никола. — Любое искусство — это очень серьезное занятие. Особенно для таких "трудных" людей. Почему для наших целей идеально подходит театр? Он дает прекрасную площадку, трибуну, чтобы высказаться и быть услышанными. Ведь многим из этих людей просто не хватало человеческого внимания.
 
Это очень наглядно показал проект, проведенный в Шотландии, — Age Exchange ("Обмен возрастами"). В нем участвовали 30 детей и столько же пожилых людей из дома престарелых. Тема для будущих пьес — Вторая мировая война. Детям предложили разбиться на пары и выбрать себе по два старика, беседовать с ними, слушать, запоминать, а потом написать пьесу про его жизнь. Двум мальчикам "достался" дедушка, который уже давно не мог выговорить ничего, кроме "Да" и "Нет". Сначала мальчики испугались, кричали Николе, что это просто невозможно, что они с этим не справятся. Она предложила им формулировать вопросы так, чтобы старик мог ответить только положительно или отрицательно. Например, вместо того чтобы сказать: "Чем вы занимаетесь в свободное время" — спросить: "Вы катаетесь на лыжах в свободное время?" Сначала ребятам было тяжело, но по окончании эксперимента они пришли в восторг: "У нас получилось!" А тот старик улыбался и плакал от счастья, потому что с ним никто не разговаривал по душам уже больше 30 лет...
 
 
Формат обучения всегда разный. В Шотландии занятия чаще всего проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на протяжении 8 недель. В России — каждый день, на протяжении недели.
 
 
 
 
— Я прошу участников проекта придумать пять ангелов, пять мифов и пять демонов, — показывает "драматургическую кухню" Никола. — Ангелы — это те вещи (причем конкретные), которые главный персонаж любит, и без которых он жить не может. Демоны — это его страхи, то, что мешает ему жить, тянет вниз. Мифы — это те представления о жизни, в которые он свято верит. Затем я прошу представить, что произойдет с человеком, если у него постепенно отнять всех ангелов, убить их, а вырастить, вскормить его демонов, то есть накалить обстановку до предела. Следующий шаг — прошу представить, как трансформируются мифы главного персонажа, то есть как со временем меняются его представления о жизни, принципы. Люди, участвующие в проекте, практически всегда ассоциируют себя с главным героем своей пьесы, а значит, и ангелов с демонами выбирают себе под стать. И благодаря тому, что помещают выдуманного героя в эти ситуации и развивают сюжет, они и сами находят выход из трудного положения, начинают верить, что все можно изменить.
 
 
Фантазия помогает представить, какой могла бы быть ваша жизнь
 
Во время одного из Class Act'ов в российском интернате маленькая девочка все время смотрела в окно. Казалось, она была вовсе не заинтересована происходящим. Но учительница сказала Николе, что эта ученица на самом деле очень талантлива, просто стеснительна. Выяснилось, что эта девочка внимательно слушала, тоже работала со всеми, только не показывала промежуточные реультаты. В итоге она выдала пьесу всего на лист. Но именно ее постановка стала хитом. На сцену выходит девочка, ставит стул, залезает на него и делает жест, будто закидывает себе на шею петлю. И начинает читать красивый, поэтичный монолог о том, что ее жизнь никому не нужна, попутно рассказывая свою историю. И тут на сцену выходит мальчик и отвечает ей: "Как же никому? А я?" И начинает в ответ красивый монолог о том, как важен каждый отдельно взятый человек. Он помогает ей слезть со стула, они берутся за руки и просто уходят за кулисы.
 
— Когда человек работает над пьесой, основанной на фактах из реальной жизни, а особенно из его собственной истории, он сам для себя усваивает, кто он на самом деле такой, и каково его место в мире, — объясняет Никола МакКартни. — Это включает фантазию, и люди, отчаявшиеся в этой жизни, начинают представлять, какой их жизнь могла бы быть. Наркозависимые представляют мир без героина, заключенные — тихую, честную жизнь. И это очень помогает обрести себя, разобраться в самом себе.
 
Однажды Никола принесла свой проект в одну из самых охраняемых тюрем США. Там сидели серийные убийцы.
 
 
— Перед тем как общаться с такими людьми, нужно просто откидывать предрассудки, — раскрывает секрет Никола МакКартни. — К сожалению, предрассудки есть и в Великобритании, и в России. Нет, я не считаю, что люди, совершившие преступление, должны избежать наказания. Но у каждого должен быть шанс исправиться. И сделать это можно через искусство.
 
 
В тюремном обществе своя социальная иерархия, самым главным там был один крупный, достаточно известный мафиози. И он не хотел играть по правилам проекта. История словно повторилась — как с той 16-летней девочкой, которая не хотела садиться в круг. Глава мафии также отказывался работать над пьесой. Но, как и с детьми, Никола проявила настойчивость, и в конце концов заключенные начали работать и написали сценарий про спортсмена, который на пике своей карьеры попадает в тюрьму. "Отмотав" срок, возвращается в спорт, решив начать новую жизнь и забыть старое. Но менеджер перед первым же соревнованием говорит, что спортсмен должен проиграть — и тогда он получит много денег. У главного героя дилемма: послушаться управляющего или сохранить лицо, добиться успеха. Он выбирает второе. И, конечно же, у него начинаются проблемы, с которыми он, в итоге, справляется. 
 
— Самое сложное — это было продумать с ними мотивацию героев, — говорит Никола. — Людям с отклонениями в психике сложно анализировать поступки своего персонажа. Но затем, потренировавшись на анализе персоналий собственных героев, они смогли понять и самих себя.
 
— И главное не то, стали ли все эти люди драматургами или нет, — подводит итог шотландский драматург. — Кстати, некоторые уже на пути к этому. Одна девочка сейчас пишет сценарии для телевидения, другая учится на телесценариста. (Да, молодежь сейчас предпочитает телевидение театру). Но главное, что многие из них бросили наркотики, проституцию, поступили в университеты, а дети с ограниченными возможностями нашли свое место в обществе и осознали свою важность, вновь обрели надежду на светлое будущее.