На прошлой неделе фонд "Петербургская политика" опубликовал ежемесячный аналитический комментарий, посвященный социально-политической жизни регионов: "Ноябрь 2013 года был относительно спокойным временем в социально-политической жизни регионов России". Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости, по мнению фонда, составил 6,46 (по 10-балльной шкале). Внутри рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц. Воронежская область обозначена как регион со слабой устойчивостью: в ноябре показатель составил 5,9, в прошлом месяце — 5,7.
 
 
Несмотря на попадание Воронежа в явные аутсайдеры рейтинга, ни одно из воронежских событий не попало в ТОП-10 обсуждаемых. Однако Воронеж фигурирует в списке "Конфликтов правоохранительных органов с главами городов и сити-менеджерами в 2013 году". "Петербургская политика" вспомнила историю с Николаем Марковым, главой администрации города Семилуки, баллотировавшегося в сентябре на пост мэра Воронежа. В отношении Маркова возбуждено уголовное дело по статьям "злоупотребление полномочиями" и "покушение на мошенничество".
 
 
"Плюсов" в социально-политической жизни Воронежа насчитали всего четыре: открытие реконструированного участка трассы М-4 "Дон", презентация инвестиционно-экономического потенциала региона в Японии, включение области в число пилотных участников программы Всемирного банка в сфере управления в лесном секторе и 8-е место в рейтинге Минрегиона привлекательности российских городов.
 
 
"Минусов" — немного больше. К ним отнесли возможность сокращения пригородной пассажирской компанией «Черноземье» количества поездов практически в 10 раз, митинг в Воронеже против добычи никеля, столкновения в Новохоперском районе между местными жителями, протестующими против добычи никеля, и охранниками, а также серию обысков и задержаний активистов движения «В защиту Хопра». К негативным факторам отнесли намерение мэрии Воронежа привлечь кредиты на сумму 3 млрд рублей для финансирования дефицита бюджета (который составил 11,5 млрд руб (15%), что по Бюджетному кодексу является максимальной разрешенной цифрой) и невыплату зарплаты работникам Семилукского огнеупорного завода.
 
 
Неоцененными, но упомянутыми остались такие события, как вероятность переноса на год сроков освоения УГМК Еланского и Елкинского никелевых месторождений, обсуждение в гордуме вопроса о лишении зарплат депутатов, работающих на постоянной основе, размещение вакансии первого заместителя председателя областного правительства в сети HeadHunter и одобрение облдумой в первом чтении проекта бюджета на 2014 год.
Воронежские эксперты, которые знают о социально-политической жизни региона не понаслышке, дали свои оценки положению Воронежа в рейтинге.
 
 
 
 
 
Александр Косырев, политолог:
 
— Честно говоря, я не знаю по каким критериям ФПП оценивает рейтинги регионов. Вполне вероятно, что рейтинг Воронежской области прежде всего обусловлен резко растущим дефицитом регионального бюджета (15%). И, судя по некоторым публикациям, реальный дефицит совокупного регионального бюджета (область + муниципалитеты) значительно выше. При этом весь рост дефицита приходится на последние два года — именно на губернаторство А. В. Гордеева.
 
 
Второй набор факторов — это стабильный поток текущих и потенциальных негативных новостей из региона. Это и коррупционные скандалы, и ситуация вокруг разработок никеля, и проблемы ЖКХ. 
 
 
Все эти факторы, накладываясь на предстоящие в 2014 году выборы губернатора, возможно, послужили критериями данного рейтинга (хотя он несколько вырос по сравнению с предыдущим месяцем).
 
 
Впрочем, вполне вероятно, что падение рейтинга Воронежской области в категорию регионов с высокой социально-политической неустойчивостью произошло ранее, в период выборов мэра Воронежа. Ситуация с "назначением" Чернушкина мэром Воронежа, последующим его отказом и "назначением" Гусева (при явке в 23%) наглядно продемонстрировала проблемы в региональной кадровой политике. И, похоже, что значимых "позитивных сигналов" руководство области пока не продемонстрировало.
 
 
 
 
Роман Хабаров, юрист, движение "Честный город":
 
— В целом я согласен, что в последний год область теряет позиции, и во многом это результат деятельности Гордеева на посту губернатора. Это неспособность урегулировать конфликт между УГМК и экологами в союзе с местными жителями, даже занять позицию арбитра в этом конфликте. При любом исходе, при победе любой из сторон или при продолжении вялотекущего конфликта он проигрывает.
 
 
Гордеев отдал своего заместителя на городское хозяйство, а адекватной замены ему так и не смог найти. В мэрии продолжается неразбериха, которая теперь дополнилась проблемами в областном правительстве. Объявление конкурса на замещение вакансии вице-губарнатора — это признак кризиса в кадровой политике и неспособность традиционными аппаратными методами найти замену Гусеву.
 
 
С другой стороны, я бы добавил в этот рейтинг и очевидный плюс — активизацию работы в сфере культуры. Новая глава Департамента культуры Елена Ищенко сильна, активна и настроена решительно. Деятельность Академии искусств и ее ректора Эдуарда Боякова тоже внушает оптимизм. У Воронежа есть реальная возможность стать культурным центром мирового уровня. Судя по личностям, которых Бояков завлекает в Воронеж преподавать и сотрудничать, он и Академия ориентированы на самые высокие стандарты в разных культурных направлениях и жанрах. Мне говорили, что люди аж из Уфы и Питера готовы переезжать в Воронеж на курс хореографа Антона Адасинского. Не говоря о возможности периодически учиться у Славы Полунина, у художника Михаила Шемякина в его французском замке XV века, у лучшего специалиста по документальному театру Елены Ковальской. При Боякове качество, ценность и статусность Академии растут, безусловно. Значит, город, область получают новый центр притяжения. 
 
 
Уже имеющиеся успехи — это заслуга в том числе и Гордеева. Его авторитета хватает на поддержку всех культурных инициатив Академии, и это уже начинает приносить результаты.
И это задел для города и области на ближайшее будущее, когда мы безусловно поднимемся в рейтинге.
 
 
 
 
Сергей Муштенко, директор кадрового агентства Центр "Карьера", член Общественного городского совета:
 
— По-моему, рейтинг в данном случае вообще не уместен. Он проводится по рейтинговой оценке экспертов, число и качественный состав которых неизвестен. Кроме того, для сравнения даже двух регионов с примерно одинаковой социально-экономической структурой (что вообще вряд ли в природе существует), необходим "общий знаменатель", который не указан. И отсутствует явная корреляция представленных данных: один из регионов даже с профицитным бюджетом попал в число слабоустойчивых. Где логика? Мне этот рейтинг не понравился, он не имеет практического значения.
 
 
 
 
Павел Кабанов, политолог:
 
— Сразу бросаются в глаза две особенности: поверхностный взгляд на регионы и оценка событий исключительно с точки зрения власти — выгодно ей или нет.
 
Первое проистекает из дежурного сбора материалов, некритичного подхода к источникам, опоры на публикации в местных СМИ. Насколько свободны региональные журналисты и издания — объяснять не нужно. Картинка искажена, а выводы субъективны. По-видимому, у Фонда нет разветвленной сети экспертов в регионах, или эти эксперты слабые.
Вторая особенность говорит о заказном характере исследования. Непонятны критерии оценок. Каковы они? Дефицит бюджета, аресты мэров, митинги граждан? Если так, то сколько баллов "стоит", скажем, митинг протеста? Допускаю, что в СМИ публикуется лишь часть исследования, остальное передается заказчику. Тогда вообще нет смысла комментировать отдельный кусок.
 
 
Фото на главной сайта ratix.ru