Свое видение ситуации, при которой появились стереотипы о воинственности ислама, председатель духовного управления мусульман РК, муфтий Валиахмад хазрат Гаязов, высказал на научно-практическом семинаре «Религиозный мир, национальное согласие и экологическое благополучие на европейском севере», который состоялся в Сыктывкарском государственном университете. Там он выступил с докладом «Умеренность как фундаментальная основа мусульманской культуры».

 
 
По мнению муфтия, после крушения СССР началось искусственное политтехнологическое конструирование «образа врага», основными характеристиками которого выступили «радикальный ислам», «исламский экстремизм» и даже «исламофашизм». 
 
Фото Максима Полякова
 
 
— Также в СМИ была запущена идея «столкновений цивилизаций». Почему многие приняли ее за чистую монету и за чуть ли не научный прогноз ситуации? — удивлялся Валиахмад хазрат Гаязов. — На самом деле термин «ислам» вброшен в качестве образа врага на смену «коммунистической угрозе», которая до этого объединяла и сплачивала западный мир. И для этого образа нужен был образ мусульманина-халифатиста, джихадиста, то есть антипода силам демократии и глобализма. 
 
 
 
 
Эта провокационная идея, по словам муфтия, была вброшена лишь для того, чтобы предложить мировой общественности некий «отвлекающий суррогат»: якобы христианская цивилизация противостоит мусульманской. При этом мировая общественность предпочитает умалчивать о том, что на территории исламских стран находятся ключевые энергоресурсы, от обладания которыми зависит лидерство в мировой политике. 
 
 
— Отдельного внимания заслуживает стереотип о якобы воинственности ислама. Немалую лепту в его культивирование вносят СМИ, которые в своих репортажах о террористических актах употребляют такие священные для нас понятия, как джихад, шахид, а в последнее время даже хиджаб. Они не понимают, что таким образом они не только оскорбляют мусульман всего мира, но и вводят в заблуждение много иноверцев. Отношения мусульман и немусульман никогда не строились только лишь на войне. Война в исламе была предписана только для отражения агрессии, угрожающей мусульманам тотальным геноцидом, — отметил Валиахмад хазрат Гаязов.