С 1 января 2014 года в России планируется ограничить хождение наличности. Крупные покупки свыше 600 тысяч рублей придется оплачивать через банки. Соответствующий законопроект, подготовленный Минфином, находится на рассмотрении в Госдуме, пишет "Российская газета". Таким образом, власти хотят сократить теневой сектор экономики, а также противодействовать отмыванию денег и коррупции. Это позволит решать и экономические проблемы — привлекать в банки дополнительные ресурсы для увеличения денежной базы и кредитования экономики. 

Как вы оцениваете эту инициативу?

Дмитрий Несанелис, профессор-этнограф, кандидат исторических наук:

— Эту инициативу я оцениваю отрицательно. Борьба с коррупцией и отмыванием денег лежит совсем в другой плоскости. Затея Минфина, мне кажется, похожа не на экономическую меру, а, скорее, на полицейскую. Никаких серьезных результатов она не даст".

Олег Кодола, гид-экскурсовод, эколог:

— Это лозунг для обывателя. Во-первых, обычный гражданин и так все оплачивает через банки, поскольку зарплату получает на карту, и весь в кредитах, как птица в перьях. Во-вторых, тот, кто хотя бы раз передавал из рук в руки пол миллиона, знает, что это всего лишь одна тонкая пачка пятитысячных. Ничего стоящего ты на нее не купишь, а вот пожить несколько месяцев вполне можно. Коррупция же у нас начинается от сумм намного выше, и редкий идиот в нынешних условиях примет деньги наличкой. Есть масса других способов. Так что это не "противодействие коррупции", это обычное изъятие налички из оборота и перевод ее в цифру. Это мировой тренд — ограничение наличных в Евросоюзе началось с 2008 года, в Италии сумма покупки наличными с 2011 года ограничена 1000 евро, Франция — 3000 евро, Греция — 1500 евро, США — 5000 долларов... Мир переходит на ID.

Леонид Черток, политолог:

— В середине 80-х годов прошлого столетия мой тогдашний тесть, имевший некое отношение к советскому автопрому (проректор МАДИ), рассказывал, как ВАЗ обломался с выпуском новой модели «Жигулей» (кажется, «девятки»). Стоить она должна была 11 000 рублей, но как раз подоспел указ Горбачёва, тоже обожавшего бороться с «нетрудовыми доходами», об обязательном декларировании всех покупок свыше 10 000. И выпуск новой модели отложили, переделывали в сторону удешевления (и, соответственно, ухудшения). Потому что даже те советские долдоны понимали — модель просто не будут покупать, единицы такие деньги зарабатывали честным путем. Так, «девятка» и вышла на рынок по цене чуть выше 9 000, отличаясь от «восьмой» разве что двумя дополнительными дверями и сохранив все признаки фирменной жигулёвской убогости. Эта убогость и осталась. В мышлении…

Александр Донской, экс-мэр Архангельска, предприниматель:

— Нормальное решение. Во всех цивилизованных странах подозрительно относятся к людям с пачкой наличности. Большим количеством кэша владеют коррупционеры, наркоторговцы и владельцы борделей. У тех, кто ведет законный бизнес, деньги на счетах и пластиковых картах.

  

Павел Меньшуткин, консультант:

— Дело хорошее, цель достойная. Сумма не такая уж и низкая. Многие виды автомобилей можно за эти деньги купить за наличные.
Вопрос коснется в основном недвижимости и драгоценностей.
Другое дело, что многие сделки с недвижимостью частично проводятся за наличные, поэтому, возможно, цель не будет достигнута. Ну, а оборот наркотиков вряд ли такими мерами можно ограничить. Тем не менее, на мой взгляд, инициатива правильная.

Михаил Силантьев, общественный деятель, «Аграрная партия России»:

— Сложный вопрос... Как можно относиться к ограничениям наличности, когда самой этой наличности у большинства людей нет?! Когда останавливаются заводы, разгоняется малый бизнес, лишаются льгот и пенсий самые обездоленные... Когда чиновники с гордостью сообщают, как о достижениях, об увеличении средних зарплат в отраслях до величины прожиточного минимума малоразвитой европейской страны, но сами работники этих отраслей в большинстве своем смотрят на эти цифры, как на недосягаемую мечту...
Что у нас бывает дороже полумиллиона? Это приобретение автомобилей и квартир. И знаете ли вы кого-нибудь, кто может за наличку приобрести что-то из этого? Практически все залезают в кабалу банков. Так для кого тогда эти ограничения? Для острастки наших коррупционеров? Так средняя величина взятки у наших "самых коррумпированных" — педагогов и ГАИшников — не превышает несколько 500-1000 рублёвых листков... А многоопытные чиновники давно уже налом руки не пачкают, принимая "борзых щенков" в виде пластиковых карт на предъявителя...


Так что по всему — это очередная имитация деятельности, работа "для галочки". В конце концов — многочисленная армия профессиональных борцов с коррупцией (за счёт налогоплательщиков) тоже должна о чем-то отчитываться. А тут — такой простор для мысли — это же годами можно в совещаниях разных сидеть, согласовывать эти "инновационные идеи" и "дорожные карты" друг с другом. А зарплаты, льготы и прочие радости жизни капают!
Мое мнение — это не что иное, как очередная профанация нужного дела многоопытными демагогами! Сама идея неплоха, вот только сумма — заоблачна! Она бы работать начала, ежели сумму уменьшат до 10 тысяч рублей — вот тогда-то был бы толк! В конце концов, за рубежом смогли добиться даже того, что нищие попрошайки и те просят милостыню на личные терминалы для пластиковых карт! А у нас пока что в большей части магазинов картой до сих пор не расплатишься, самая частая операция владельцев зарплатных карт — снятие наличных. До сих пор оплатить ту же коммуналку на почте с помощью карты нет возможности, заплатить за завтраки ребенка в школе, за посещение детсада и пр. не представляется возможным... О чем тогда речь?! Решать стратегические задачи — не подумав об этом — бессмысленно!


Но опять же мы приходим к тому, что решить вопрос по-настоящему никто не хочет. Этим господам нужно движение ради создания видимости работы — вот в этом-то и проблема...