В данный момент экипаж судна «Арктик Санрайз» находится в СИЗО № 1 города Мурманск. Все 30 человек рассажены по разным камерам. Накануне некоторые правозащитники заявили о тяжелых условиях, в которых содержатся арестованные. По их словам, у многих активистов проблемы с доступом к питьевой воде, во многих камерах установлены системы видеонаблюдения, которые охватывают даже туалеты, и прочее. Чтобы опровергнуть эту информацию и доказать, что условия содержания заключенных вполне приемлемы, сегодня сотрудники регионального УФСИН организовали небольшой пресс-тур за колючей проволокой.
В СИЗО № 1 могут содержаться 364 человека. При этом заняты 335 мест следственного изолятора. В камере может находиться от одного до восьми человек, ждущих окончательного приговора суда. Причем арестованные иностранцы содержатся в таких же условиях, как и граждане России.
Как отметил и.о. помощника начальника управления по соблюдению прав человека в УИС Борис Чернов — проблемы с кипяченой водой, о которых ранее заявлял адвокат «Гринпис Интернешнл» Сергей Голубок, отсутствуют. Ведь не менее трех раз в день во время получения пищи все подозреваемые и обвиняемые получают, помимо других напитков (таких как компот или кисель), стакан кипяченой воды. А при необходимости люди могут использовать кувшины с фильтрами для очистки водопроводной воды. Правда, подобные сосуды есть далеко не в каждой камере, и их еще надо передать в СИЗО. Кроме того, правила внутреннего распорядка переведены на английский язык и выданы иностранным подданным под роспись. Так что со всеми основными требованиями члены экипажа «Арктик Санрайз» могли уже ознакомиться.
— Языковой барьер — его не может не быть, так как в основном они говорят на английском, а знание иностранного языка персоналом следственного изолятора ограничено. Но тем не менее возможность объясниться у них всегда имеет место быть, — добавил и.о. помощника начальника управления по соблюдению прав человека в УИС Борис Чернов.
Сегодня журналистам показали одну типовую камеру, в которой могут содержаться четыре человека. Камера была пуста, однако работники ГУФСИН заверили посетителей, что остальные камеры по условиям ни чем не отличаются от этой. Согласно правилам, в помещении обязательно есть раковина с проточной водой и унитаз. Причем санузел — это отдельный кабинет с дверцей.
Общественникам и журналистам также рассказали о рационе заключенных. Питание, конечно, не ресторанное. С приготовлением особых, например, вегетарианских блюд никто возиться не будет. Но в целом, по заявлению устроителей пресс-тура, «пайка соответствует нормам». Например, сегодня на первое был рыбный суп, а на второе — макароны с тушенкой. Заместитель начальника СИЗО№ 1 по тылу Евгений Шпунтов сообщил:
— Рацион питания у нас обширный, составляется специальное меню-раскладка, и в течение недели каждое блюдо не должно повторяться. Каждый день какое-то блюдо новое. Смена блюд; картофельное пюре, например, может быть с котлетой рыбной, мясной, также к гарниру добавляется огурец, килька в томатном соусе.
Примечательно, что это сообщение несколько расходится со словами одного из содержащихся в СИЗО № 1 — фотографа Антона Синякова, который на сегодняшнем заседании суда в Мурманске сказал буквально следующее: «Эту еду не очень можно есть, поэтому лучше продолжить заседание".
До окончания меры пресечения всем обвиненным по статье «пиратство», похоже, придется привыкнуть к рациону питания в российских СИЗО. Срок заканчивается в конце ноября, а дальше — все в руках судей.
Александр Борисов, «7x7»
Фото на главной сайта vmurmanske.ru