В течение последних двух лет в Йошкар-Оле появилась небольшая группа молодых людей, которым есть дело до всего, что связано с вредными привычками, идет ли речь о мусоре, разбрасываемом на улицах и в местах отдыха, курении и употреблении алкогольных напитков в общественных местах, несанкционированной рекламе на деревьях в городе или рекламе наркотиков, которые их продавцы именуют легальными. Их активные действия позитивны — договорились в социальных сетях на очередной выходной, встретились в очередной роще/сквере, навели порядок. Денег ни у кого не просят, разве что пытаются пробудить чувство ответственности в горожанах. Насколько удачно у них это получается, и какова конечная цель всех усилий — подробнее о роли «Диких дворников» в деле обустройства столицы Республики Марий Эл «7x7» беседует с координатором интернет-сообщества, занимающегося реальными делами Татьяной Малышевой.

— Для нас, живущих в Марий Эл, наверное еще достаточно диковинно, когда человек или группа людей организуются без какого-либо указания сверху и начинают реализовывать какие-то свои идеи. Легко ли организоваться на добровольных началах?

— Да, обычно самоорганизующиеся люди в глазах других людей  или «вы – молодцы!», или «делать вам больше нечего!».  Для себя самих — мы единомышленники, которые понимают, что государство, на которое все уповают, это не чиновники, не депутаты и не президенты, это мы и есть. Сваливать все свои проблемы на то, что государство у нас такое, или что Путин во всем виноват, на российский менталитет — удобно, но глупо. Организоваться на общественных началах у нас получается легко, главное, нужно сильно чего-то хотеть изменить к лучшему.

Фото "ВКонтакте"

— Много добровольцев присоединилось к «Диким дворникам» за лето, и есть ли какая-то цель — собирать на каждую акцию, допустим, человек по 100-150?

— Так как летом мы выходим на субботники практически каждые выходные, по 100 человек собрать практически невозможно. Такое количество народу на акции может собраться, если подключены не совсем добровольные ресурсы. К примеру, всем известно, что во Всероссийских субботниках в августе и сентябре было достаточно много участников, но как правило это были служащие, и работали они в будни, то есть, вместо своего обычного рабочего дня.

— Уборка мусора и антимусорная агитация, кампания против наклеек на деревьях — надолго ли это стало личным занятием, отнимающим часть свободного времени, в том числе и в выходные?

— Эта тема возникает периодически. Когда на самом деле начинает и раздражать изобилие надписей «Алкоголизм. Наркомания» и так далее — мелким шрифтом. Мы знаем, какие неприятные люди за этим стоят, и пытаемся противостоять им. Если их дело «чистое», они не должны использовать столь примитивные и противозаконные методы рекламы. Ну, а про выходные — кажется, и так понятно: у всех «Диких дворников» своя работа, учеба и единственная возможность собраться и что-то задуманное претворить в жизнь, появляется лишь с наступлением выходных дней.

— Какие результаты за все время, что собираетесь, достигнуты? Можно ли в принципе перевоспитать наших людей, и чей опыт используют "Дикие дворники" и борцы с несанкционированной рекламой?


— Мне надоело слышать оправдание: «Менталитет у нас такой!»  У меня другой менталитет. У моих друзей другой менталитет. Дело вообще не в менталитете. Привычка мусорить имеет одну причину: это бескультурье и безответственность небольшого количества людей, как правило, людей пьющих. И в этом проблема — как добиться от пьяной компании, чтобы они не оставляли за собой мусор… Если посмотреть на содержимое мешков после каждого нашего субботника, можно увидеть, что это в основном алкогольная тара. Наших людей, как и европейских, очень хорошо воспитывают штрафы. Но у нас штрафы собирать некому.

Фото "ВКонтакте"

— Политики в деятельности "Диких дворников" нет никакой, а как относятся власти —  города и, может быть, республики — к вашей деятельности? Они как минимум замечают ее? Встречаете ли вы какое-то противодействие со стороны властей, или же, напротив, они пытаются вам помогать?

— Замечают, конечно. Нас сложно не заметить! Противодействия нет никакого. Чаще помогают. С отраслевыми управлениями, отвечающими за городскую экологию или городское хозяйство, у нас сложились хорошие дружественные отношения. И это правильно. На то и существуют общественные организации — это  необходимая государству форма гражданского общества.

— Неизбежно во время организации ваших различных акций возникают финансово-хозяйственные вопросы — мешки для мусора и перчатки, бумага для плакатов и дизайнерская работа... Что из этого списка является бесплатным, а на что и каким образом средства приходится собирать? Насколько экологическая гражданская активность затратна с экономической точки зрения?

— По-разному бывает: иногда участники сами закупают что-то на свои деньги, иногда нам предлагают финансовую помощь другие люди. Когда прибирались на Новотроицком карьере, лесники организовали для нас полевую кухню, это совсем не мелочь, и было очень приятно. На День города мэр Йошкар-Олы вручил нам премии, так мы уже расписали на какие расходы их направить. Любая общественная деятельность затратна, мы это прекрасно понимаем. Практически все реализованные нами проекты (имеются в виду арт-объекты «Диких дворников» - ред.) были сделаны из собранного мусора. Инструменты каждый приносит свои или пытается найти недостающие для тех, кто их не имеет. Так что затраты хоть и есть, но вполне посильные.

Фото "ВКонтакте"

Фото "ВКонтакте"

— Кроме упоминавшихся экологических акций невозможно было не отметить карнавал на бульваре Победы с переодеванием в ангелов смерти и, соответственно, проистекающий из этого живой перформанс, связанный с агитацией против курения и употребления пива в оживленных общественных местах. Сдается, что и в нем Вы лично как-то присутствовали. И даже если и нет, то, наверное, тоже могли бы оценить эту акцию, как одну из самых ярких. И в этой связи хотелось бы не столько поговорить о планах, сколько об эффекте таких перформансов.

— Да, мы тоже там присутствовали. У Жени (Евгений Пирогов – участник «Диких дворников» - ред.) была идея пройтись по бульвару, раздать листовки. Мы вместе продумывали, какой текст на них написать, какие картинки поставить. И когда листовка определилась, тут же родилась идея обыграть ее. Не думаю, что люди, которым вручили листовки, сразу перестали пить, но задуматься людей все происходящее вполне могло заставить: кого-то мы довели до истерики (в основном это были молодые девушки с пивом при ребенке), кто-то сильно занервничал (молодые мужчины с горячим характером), большинство засмущалось, кому ж захочется получить записочку от смерти!

— Наверное, Вы как координатор "Диких дворников" — одна из основных движущих сил их деятельности. А зачем вообще это Вам нужно? И есть ли какая-то не локальная (хотя и она, наверное, тоже), а конечная цель всего этого движения?


— Наверное, можно и так сказать — основная движущая;  хочу, однако, заметить, что меня очень вдохновляет решимость активистов группы. Мне это нужно, потому что мне не все равно. Локальная цель — достучаться до каждого, чтобы не мусорили, потому что это отношение к  своему Дому. Глобальная цель — добиться у нас, в Йошкар-Оле, стопроцентной переработки вторсырья с целью снижения нагрузки на природу. В Швеции или Швейцарии научились получать энергию даже из канализационных отходов. Нам пока это кажется фантастикой, но в мире-то, получается, это уже реальность.

— Один, кстати, из дискуссионных вопросов "мусорной" темы — проблема раздельного сбора мусора в Йошкар-Оле. Судя по всему, у нас не планируется в обозримом будущем подобное. Есть сведения, что у Вас другая точка зрения. Так вот, для чего йошкар-олинцам нужно бы заниматься этой лишней работой — сортировать собственный выбрасываемый мусор?

— Да, я сортирую дома органику и неорганику. Батарейки пока никуда не выбрасываю, храню дома. Знаю, что в моих действиях пока нет никакого смысла, потому что все это летит в общий контейнер и приезжает одна машина на несколько домов. Я знаю от людей, которые занимаются сбором и сортировкой мусора, что пока это для них дело затратное с точки зрения логистики, ввиду отсутствия мусороперерабатывающего завода. Но дело не стоит на одном месте, недавно на публичных слушаниях была принята схема санитарной очистки города, реализация которой подразумевает более продуманный сбор и переработку отходов. Пока все ждут, когда же люди научатся просто выкидывать мусор в урны. Посмотрите на наши дворы или на бульвар по весне — одна сплошная городская помойка.

Фото "ВКонтакте"

— Ну да, мусорная проблема в местах отдыха — это одно. А все плохое для экологии города начинается с привычки граждан сорить и не убирать мусор в своем подъезде или у входа в него. А как вообще решается такая проблема? Может, у "Диких дворников" есть какой-то опыт подобного рода?


— В моем доме подъезд с большой крышей, и люди умудряются кидать на нее все, даже пакеты с мусором — им лень или, может быть, как-то стремно спускаться на лифте с пакетом вниз. По весне мы с некоторыми жителями подъезда крышу прибрали. Я распечатала забавную листовку о том, как не хорошо мусорить и гадить там, где живешь. Продержались месяц. Кто-то выкинул бутылку (конечно, из под пива), и все началось сначала. Сработал эффект «разбитого окна». Перед снегами я планирую снова навести порядок на крыше, нарисовать там хрюшку и снова развесить листовки. Людей надо воспитывать. Долго, упорно, не отступая.

— В составе "Диких дворников", наверное, самый дикий, в смысле — активный, Евгений Пирогов, человек, который лично общался с губернатором Маркеловым. Вот то, что вашу деятельность как-то отмечают на уровне города, и наличие в ваших рядах Жениной персоны не делает вас несколько более "нелегальной организацией"?


— Мы и так нелегальная организация — так как не зарегистрированы. А то, что кого-то может напрягать присутствие в наших рядах Жени, это, как говорится, не наши проблемы.  По сути, Женя все делает правильно, только очень по-мальчишески.

— Существует несколько универсальных для современной Йошкар-Олы вещей, в отношении которых каждый горожанин должен иметь свою точку зрения. Вот, например, строительство в центре города — набережная, западноевропейские здания, памятники. Как активист, как неравнодушный человек и житель Йошкар-Олы, что Вы можете сказать по поводу всех новостроек последних лет? Что это — благо, блажь, ненужная трата средств или проявление каких-то чуждых йошкаролинцам качеств при реализации?

— Мне не нравится, что сделали с городом, столицей национальной республики Марий Эл. Вероятно, приезжим эта «петрушка» нравится, но что туристы, если их спросить, скажут о Йошкар-Оле? Что это столица копипастов? Это обидно… Потому, что, на самом деле, любому туристу интересна история, самобытность края. Мне не нравится залитая бетоном набережная, это не красиво, это уродство. Вот если бы на этих плитах росла зеленая травка, цветы, высаженные орнаментом! Если бы голую плитку набережной украсили деревьями и кустарниками, фигурно подрезанными!

Я никогда не смогу ответить на вопрос, что на нашей земле делают Лоренцо Медичи, Грейс Келли и иже с ними (перечислены памятники этим персонам, установленные на набережной Малой Кокшаги – ред.). Марий Эл — земля онаров (мифических исполинских богатырей – защитников – ред.). Лучше бы на Кокшаге поставили памятник Кокше (один из богатырей – герой марийских легенд и сказок – ред.) Меня очень радует красивый памятник Акпарсу при выезде из Козьмодемьянска. Я знаю, что это относится к нашей истории, и мне становится интересно узнать подробности, связанные с этим героем, с этими местами.