Жители Горномарийского района, приехавшие в Йошкар-Олу, чтобы донести свою позицию до правосудия разочарованы решением суда, постановившим, что судьбу полигонов ТБО и промышленных отходов можно решать на общественных слушаниях вне территории планируемого размещения, голосами всего лишь десятков человек, когда затрагиваются интересы десятков тысяч. Также судьи высшей судебной инстанции Марий Эл не заметили каких-либо нарушений в порядке информирования о дате общественных слушаний.

Тяжба, затеянная инициативной группой жителей Горномарийского района, выступающих против строительства полигона ТБО и промышленных отходов в 4 километрах от Козьмодемьянска и на окраине дер. Кадышево сейчас переместилась в суды. Исковое заявление восьми жителей в отношении ООО «Полигон» и муниципального образования «Горномарийский район» рассматривалось 26 сентября в Верховном Суде Марий Эл. Инициаторы иска настаивают на том, что процедура проведения общественных слушаний по проекту строительства «Полигона захоронения отходов г. Козьмодемьянска», состоявшаяся 14 января, была преднамеренно проведена в неудобное время, с минимальным количеством потенциальных заинтересованных участников из числа местных жителей; также по мнению инициаторов судебного иска, информирование о дате и времени общественных слушаний было явно недостаточным.

По мнению ответчика — представителя ООО»Полигон», все потенциальные участники, напротив, были должным образом извещены, т.к. объявления публиковались в «Российской газете» и районном издании на русском языке «Край горномарийский».

В результате этого полномасштабного извещения жителей как Козьмодемьянска, так и Красногорского сельского поселения на общественные слушания собралось около шестидесяти человек, полтора десятка представляли сельское поселение, на территории которого планируется разместить полигон. Судьбу места утилизации твердых бытовых и, как утверждают противники строительства, промышленных отходов, решили эти самые шестьдесят человек, в основном жители Козьмодемьянска.

— Многие из нас просто не смогли бы приехать на эти слушания, так как находились на работе (14 января 2013 года — понедельник), а ведь до Козьмодемьянска еще нужно доехать, — пожаловалась одна из заявительниц уже по окончании судебного заседания. Время начала слушаний — 16:00, также не способствовало полноценному участию в них жителей деревень, соседствующих с Кадышево, считают активисты, приехавшие в Йошкар-Олу.

— Не знаю, многие ли жители района читают «Российскую газету», — сомневается в полноценности информирования об общественных слушаниях Валентина Марченко (на фото на переднем плане). Она не только руководитель инициативной группы противников строительства полигона, но и корреспондент «Края Горномарийского». — У нас в районе выходит также газета «Жера» на горномарийском языке. Многие жители входящих в Красноволжское сельское поселение деревень являются подписчиками и читателями именно этого издания. Почему же устроители полигона не опубликовали извещение о начале общественных слушаний на горномарийском языке?

По мнению ответчика — представителя ООО «Полигон», которым они решили подкрепить свою уверенность в законности состоявшихся публичных слушаний, в их пользу говорит имеющееся заключение экологической экспертизы, в котором указано, что свалка не будет оказывать негативного воздействия на проживающих рядом граждан. На ней планируется размещение отходов из жилых домов, школ, детских садов, предприятий торговли, общественного питания, лечебно-профилактических учреждений и некоторых видов промышленных отходов, кроме тех из них, что обладают радиоактивностью, а также трупов животных и отходов с мясокомбинатов (т.е., кроме отходов 1 и 2 классов опасности).

В интернете можно ознакомиться со списком классов опасности отходов.

Создается такое ощущение, что очевидный конфликт интересов местного населения с одной стороны, и администрации и вероятного инвестора строительства — с другой, власти не могут или не желают разрешить цивилизованным способом. Совершенно ясно, что протест людей связан не с чьим-то частным желанием запрещать все прогрессивное и хорошее. Жителям деревень Красноволжского сельского поселения не пожелали нужным сообщить о грядущем изменении их жизненного уклада. По сути, их лишают и права влиять на затрагивающий их интересы процесс. По словам инициаторов протестного движения в районе, спустя девять месяцев по окончании общественных слушаний, никто из местных жителей не знает, какие экологической меры безопасности предусмотрены при строительстве полигона, что за типы промышленных отходов планируется размещать и почему местом его размещения выбрана практически окраина Козьмодемьянска. Ну, а не дождавшись ответов и справедливого решения суда, противники строительства полигона начинают готовить исковое заявление в Европейский суд по правам человека.