Доклад на сегодняшнем заседании республиканского правительства первого заместителя министра экономического развития Коми Андрея Черноусова, в котором он представил проект республиканского бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, вызвал критику со стороны Главы республики Вячеслава Гайзера.

Открывая заседание, Вячеслав Гайзер признался, что состояние экономики Коми не самое простое, поэтому в текущем году многие предприятия были вынуждены скорректировать свои финансовые программы. И хотя экономического кризиса в регионе нет, темпы роста экономического развития, по словам Главы, ниже, чем в предыдущие годы. И это накладывает соответствующие ограничения в тех подходах, которые должны применяться при формировании проекта бюджета.

Фото Игоря Бобракова

Однако доклад Андрея Черноусова был более жизнеутверждающим. В числе наиболее значимых позитивных тенденций в социально-экономическом развитии республики в 2013 году он выделил увеличение объемов грузовых перевозок, жилищного строительства, оборота розничной торговли, рост номинальной и реальной заработной платы, относительно невысокий уровень зарегистрированной безработицы, а также увеличение рождаемости и естественного прироста населения.

В ближайшие три года, по словам первого замминистра, среднегодовой темп роста валового регионального продукта составит 102,5 процента. Рост объемов промышленного производства будет обеспечен увеличением объемов добычи угля, нефти, производства нефтепродуктов и продукции лесопромышленного комплекса, производства электроэнергии. Кроме того, ожидается увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием как федерального, так регионального и межмуниципального значений.

Андрей Черноусов также спрогнозировал к 2016 году увеличение среднего размера трудовой пенсии на 29 процентов по отношению к уровню 2013 года. Среднемесячная заработная плата в республике за эти годы возрастет на 33,8 процента, а в бюджетной сфере — на 49 процентов. Все это приведет к сокращению расслоения общества по уровню доходов, общему увеличению уровня доходов населения, особенно категорий, наименее социально защищенных и малоимущих. При этом чиновник эти прогнозные оценки посчитал достаточно осторожными, но все-таки реалистичными.

Однако Вячеслав Гайзер назвал такой прогноз оптимистичным.

— Конечно, стремиться надо к лучшему, — заявил Глава. — Но надо всегда быть готовым к худшему. Поэтому на рассмотрение правительства должен быть представлен и пессимистический вариант, чтобы мы принимали решение более взвешено.

Затем Вячеслав Гайзер спросил у первого замминистра экономического развития:

— Вы когда строили этот прогноз, учитывали возможность принятия решений о замораживании на среднесрочную перспективу тарифов естественных монополий? Вы консультировались с нашим экспертным сообществом, научным, Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера?

— За основу составления прогноза социально-экономического развития республики были взяты сценарные условия, рекомендованные министерством экономического развития России, — ответил Андрей Черноусов. — Учитывалось мнение научного сообщества.

Далее выяснилось, что к данной конкретной работе не привлекались в качестве эксперта ни представители банков, ни ученые.

Тогда Глава поинтересовался:

— А у нас на сегодняшнем заседании есть кто-нибудь, представляющий Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера? Нет? А почему?

После этого Вячеслав Гайзер сделал вывод:

— У нас с вами на правительстве междусобойчик. При обсуждении таких вопросов должны присутствовать те организации, которые имеют непосредственное отношение к работе, связанной с оценкой перспектив развития экономики. Потому что мы обсуждаем важнейшие для республики вопросы. А эти организации держат руку на пульсе жизни нашей экономики. И не на основании статданных, а на основании движения денежной массы. 

Глава республики дал министерству две недели на консультации с учеными, представителями банков и естественных монополий, чтобы уже в рабочем порядке вернуться к обсуждаемому вопросу.