Опрос «7х7»: «Появится ли в Поморье новая оппозиционная сила?»

Одним из важных итогов выборной кампании мэра Москвы политологи и социологи называют то, что несистемная оппозиция получила официальное признание. Теперь не только в интернете или многочисленных митингах, но и в итоговом протоколе избирательной комиссии. На этом, убеждены эксперты, завершился цикл формирования новой оппозиционной силы.

На фоне почти революционных перемен в Москве, Екатеринбурге, Петрозаводске и Ярославле ситуация в Архангельской области такая же, как и в застоявшемся болоте, где даже лягушкам квакать лень — депутатский корпус после выборов 8 сентября практически не сменился. Народ больше голосовал ногами, в регионе опять одна из самых низких явок по стране. О деятельности местных отделений ПАРНАС и «Гражданской платформы» практически ничего не слышно, на выборах отметились лишь партии-однодневки, созданные под эти выборы с определенной целью. Но вечно так продолжаться не может…

Именно поэтому редакция «7х7» решила узнать мнения общественников, правозащитников и блогеров о том, возможно ли повторение московского сценария в Архангельской области? Может ли в регионе в ближайшем будущем появиться новая оппозиционная сила, которая не будет идти на компромиссы с властью в угоду своим желаниям, а не потребностям общества. Появится ли лидер, который займет принципиальную позицию по ключевым проблемным точкам и сможет пробудить желание части людей требовать перемен к лучшему.

 Александр Донской, беспартийный мэр Архангельска (2005-2007 г.г.)

Такой сценарий невозможен в Архангельске, потому что нет независимых харизматичных политиков с высокой известностью и деньгами

Олег Кодола, эколог, гражданский активист, житель Соловков

Приход новых людей в политику неизбежен, но в Архангельской области, на мой взгляд, этот процесс будет затянут. Хотя бы в силу того, что регион у нас депрессивный, и политики, сидящие «во власти», не захотят лишаться и без того небогатых кормушек. Новый политик должен откуда-то взяться, прорасти, так сказать, а полей для роста в области не существует... Поэтому, мне кажется, не в ближайшем будущем, а лишь только в струе общенационального тренда, да и то — в последнюю очередь...


 

Михаил Силантьев, лидер регионального отделения «Аграрная партия России»

В  этих городах избирались мэры — это подразумевает поединок — а не партийно-фронтовое сражение! У нас пока что нет подобных федерально-раскрученных фигур, как в вышеуказанных городах, нет внешних инвесторов, готовых поддержать таких кандидатов. Любые выборы, прежде всего, соревнования ресурсов.  Если ты хочешь их выиграть, тебе нужен приличный финансовый рычаг для создания серьезной команды. Кто даст такой кому-то, когда все местные промышленные структуры и так имеют действующую власть на своем коште?! Или же у нас должен появиться новый крупный игрок, желающий зайти в регион, как это было во времена интереса к нашим ЦБК О. Дерипаской.  Или же общее возрастание пассионарности населения, как это было в начале 90-х... Пока что ничего такого нет и в помине. Поэтому внимание к выборам мэра Северодвинска большого не было, поэтому никто не ведет и подготовку к выборам мэра областного центра, а их уже нужно бы начинать... Но пока в нашем болоте все спокойно — технологии снятия опасных для назначенных властью кандидатов откатана, опыт и списки управляемого электората сформированы, явка независимых избирателей стремится к нулю...

Что же касательно пула непарламентских партий, то тут действует древний саксонский принцип, выдуманный для усмирения покоренных народов и применяемый ими исключительно в своих колониях — разделяй и властвуй! В наших новых партиях все более-менее известные люди разбросаны щедрой рукой обладминовских стратегов везде и по чуть-чуть. Вот кабы их собрать в одну структуру — да единым пулом намылили бы шею любой из забронзовевших больших партий! Но нет — каждому из них обещан маленький подарочек, каждый живет лишь своей выгодой — и чаще всего плевать хотел о развитии губернии... Именно поэтому и уважаемый Гуськов, и другие лидеры никогда не объединятся — а блоки партия власти нам запретила. Так что родить новых лидеров наши партии в целом не могут — они стерильны и беззубы. Либо болото наше и дальше будет еще не одну пятилетку покрываться толстым слоем тины, либо сюда плюхнется какой-то внешний раздражитель, могущий нарушить баланс между тихо ненавидящими друг друга кланами обитателей общей среды обитания...

Андрей Захаров, публицист, старшина «Позорного столба»

На недавних выборах в Архангельское областное собрание депутатов победила, как известно, «Единая Россия». Но могли и коммунисты победить. Или жириновцы. Или сексуальные меньшинства. Да кто угодно мог победить! Но кто бы ни победил, ничего не изменится. Не изменится, считаю, по той причине, что областная исполнительная власть неукоснительно соблюдает не законы, законодательными «ветвями» придуманные, а лишь устав, одним из глуповских градоначальников сформулированный устав «о нестеснении градоначальников законами». Первый и единственный параграф этого устава гласит так: «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит».


Власть  наша  и «снимает» и «кладет». И до тех пор, пока эта практика не будет ВИЛАМИ искоренена, жить мы будем, как живем. Принимая во внимание тот факт, что большая часть населения до сих пор путает два понятия — «Отечество» и «Ваше превосходительство» —  ничего похожего на московский или екатеринбургский сценарии в Архангельской области ожидать не следует. Во всяком случае — в обозримом будущем.

Леонид Черток, политолог, главный редактор ИА «RUSNORD»

Когда в 2000-ом году на первых своих выборах в Архангельске я отправлял мою пиар-команду в Москву, возникли сложности с приобретением авиабилетов. Кассир была крайне нелюбезна. Пришлось, что называется, «кинуть понтов»: «Вот сейчас позвоню вашему губернатору, и билеты сразу появятся». Ответ девушки за стеклом я, в силу воспитания, не могу передать дословно, сводился он к тому, что она в любой момент готова вступить с главой региона в противоестественную половую связь… Где он будет исполнять роль пассивной стороны, а заодно и я вместе с ним. Сказано это было таким деловым и будничным тоном, что я поверил — эта может…


Народ Поморья вольнолюбив, но пассивен, он будет костерить власть в лицо… Если она, власть, для этого подойдет к нему поближе. Во всех остальных случаях народ будет лежать на диване и потягивать пиво. Я в этом убедился, когда три года назад наше агентство пыталось вывести людей на площадь Ленина, протестовать против беспредела в областной медицине. Вышло около трех тысяч на 340 000 населения Архангельска… Чуть ли не местный рекорд гражданской активности после голодных бунтов середины 90-х.


Мне представляется активизация народа только в одном случае — когда появится лидер с ксенофобскими лозунгами, или местный Шариков — «взять все и поделить». Но не дай бог никому из нас дожить до такого…

Дмитрий Несанелис, профессор, общественный деятель

Новые люди во власть прийти вполне могут. И в губернскую власть, и собственно в архангельскую, и в муниципальную. В недавнем интервью на "Эхо Москвы" я сказал, что нет сегодня такой команды менеджеров, которая могла бы радикально изменить ситуацию в регионе к  лучшему. И продолжаю так считать. Ведь и на федеральном уровне острый кадровый дефицит очевиден. Но если отложить все эти юридические и административные рычаги, то нормальные люди просто захотят попробовать себя во власти. Появится стимул, надежда, уверенность. А тогда вокруг них обязательно сложатся объединения единомышленников. Более того, некоторых достаточно молодых людей из этого круга я знаю лично. И верю в их карьеру!