Вчера, 19 августа, евангельские христиане церкви «Божья Слава» в очередной раз проиграли мэрии Сыктывкара судебный спор о том, в каких местах города можно, а в каких нельзя проводить публичные мероприятия. Судья Сыктывкарского горсуда Александр Смирнов встал на сторону представителей горадминистрации, которые утверждали в ходе процесса, что действия муниципалитета, отказавшегося согласовывать заявленные для проведения публичных богослужений пятидесятников площадки, были продиктованы, главным образом, стремлением оградить детей от агрессивной религиозной пропаганды.
В митингах-концертах "Божьей Славы", пропагандирующих христианские и семейные ценности, активно участвуют дети пятидесятников. Фото Сергея Сорокина.
8 августа с.г. представители церкви «Божья Слава» направили в мэрию Сыктывкара уведомления о проведении ими публичных богослужений в форме митингов в микрорайоне Орбита 20 августа и микрорайоне Лесозавод 22 августа. Организаторы попросили мэрию согласовать одну из двух предложенных ими площадок в Орбите и одну из трех — в Лесозаводе. Однако муниципалитет отверг все предложенные пятидесятниками места для выступления: в двух случаях — в связи с несогласием собственников находящихся поблизости организаций, а в остальных — «в связи с поступившими жалобами жителей Сыктывкара на нарушение их прав на отдых». Представитель организаторов публичных богослужений Эрнест Мезак, оспаривая действия городской администрации, попросил Сыктывкарский горсуд признать их незаконными и нарушающими статьи 10 (свобода выражения мнения) и 11 (свобода собраний и объединений) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Во вчерашнем судебном заседании представитель сыктывкарской мэрии пояснил, что на самом деле явилось основанием для несогласования предложенных пятидесятниками площадок: «Я хотел бы акцентировать внимание на том, что основная причина отказа — это все-таки защита прав несовершеннолетних детей. Несовершеннолетние дети — это особая категория граждан, которые не могут еще в силу своего развития самостоятельно решить, участвовать им в тех или иных религиозных мероприятиях или не участвовать. Ту форму богослужения, которую осуществляет церковь «Божья Слава», сложно отграничить от типичного богослужения. Дети могут подумать, что это — игра. Там театрализованное представление, хореографическая группа и т. д. И в жалобах многочисленных основной акцент не столько на неприятие ценностей, как пытаются СМИ это изобразить, а на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей. Не хотят родители, чтобы их дети, помимо их воли, участвовали в религиозных мероприятиях. Ну, не хотят они! Это их право. А та форма богослужения, которая избрана церковью, она не оставляет выбора: это публичное мероприятие с использованием звукоусиливающей аппаратуры, достаточно длительное по времени. Причем на тех площадках, которые заявлены, допустим, на Покровском бульваре, там в заявленное время всегда очень много родителей с детьми...»
В ответ представитель «Божьей Славы» и одна из организаторов публичных богослужений пятидесятников Ольга Круглова попросила суд приобщить к материалам дела документы о согласовании мэрией их мероприятий на Покровском бульваре в 2011 и 2012 году — как раз на той площадке, по которой на этот раз получен отказ.
«Ваша честь, позвольте прокомментировать, — обратился к председательствующему судье Александру Смирнову представитель мэрии. — Вот как раз после этих публичных богослужений и посыпались в администрацию жалобы граждан. Да, мы согласовали, да, мы посмотрели на реакцию жителей. Реакция жителей крайне негативная. Не хотят, и имеют-таки на это право. Причем, обратите внимание, в жилом доме №9 по Покровскому бульвару располагается на первом этаже школа детского и юношеского творчества (на самом деле - спортивная детско-юношеская школа – «7х7»). — То есть, прямо под окнами детского учреждения собираются проводить публичное богослужение. Естественно, родители — против. Они ведут ребенка в школу детского творчества, чтобы он занимался там искусствами некими, а не для того, чтобы он приобщался к религии».
— Во-первых, я бы хотела сказать, что у несовершеннолетних детей есть родители, и, если они крайне против того, чтобы дети участвовали в публичных богослужениях, они могут повести детей поиграть на другую площадку, — вступила в дискуссию г-жа Круглова. — Ну, а если родители уж совсем против мероприятия, они могут не сводить один день ребенка на кружок. Я думаю, что дети сильно от этого не пострадают. Что касается уровня звука, то, исходя из позиции администрации, тогда надо запретить все публичные мероприятия в городе Сыктывкаре с использованием звукоусиливающей техники, поскольку — громко, и люди жалуются. И по поводу длительности. Хочу обратить внимание суда на то, что длительность действенной части мероприятия, с учетом критики администрации в 2012 году, снизилась, и само мероприятие длится 1 час 45 минут. Это не такое большое время. За это время родители с детьми могут сходить на другой аттракцион, а потом спокойно гулять на площадке, на которой им хочется.
— Опять же подробно по доводам, которые изложены, — вновь взял слово юрист горадминистрации. — Вот у нас присутствует представитель СМИ, и я надеюсь на объективное изложение данного процесса…
— Давайте к делу, — прервал представителя ответчика судья.
— Да. То есть, церковь «Божья Слава» готова отодвинуть интересы детей ради своего богослужения. Почему-то представитель «Божьей Славы» считает, что можно не сводить ребенка в школу, но провести богослужение. Мы с данной позицией не согласны, все-таки интересы несовершеннолетних должны быть превыше...
Стороны также обменялись мнениями по поводу дежурно предложенных пятидесятникам мэрией альтернативных мест проведения публичных богослужений – заросших травой и кустарником и не посещаемых горожанами площадок в Мичуринском парке, возле ДК «Волна» в поселке Краснозатонский, у здания общежития «Сыктывкарского автомеханического техникума» в Верхней Максаковке и оккупированной скейтбордистами, а потому травмоопасной площадки в Берендеевском парке, расположенном в Эжвинском районе города.
— Мы предлагаем те адекватные по своему социально-политическому и общественному значению площадки, которые определены в соответствии с законодательством уполномоченным органом, — заявил представитель ответчика, имея в виду постановление правительства РК о специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий в Сыктывкаре. — Соответственно, если такие площадки являются гайд-парками на сегодняшний день в Сыктывкаре, мы эти площадки и предлагаем.
— Перенос мероприятий на данные площадки не позволит достичь их целей: в частности, привлечь внимание к освещаемым проблемам жителей именно Лесозавода и Орбиты, — возразила на доводы представителя ответчика Ольга Круглова.
Исследуя материалы дела, и дойдя до коллективных жалоб жителей, представленных в суд горадминистрацией, судья Александр Смирнов спросил у представителя мэрии:
— Вот эти обращения с подписями, отпечатанные, это — в адрес администрации?
— Да.
— Они, по-моему, одинаковые все. Давайте зачитаем одну.
В оглашенной судьей жалобе содержались, в частности, такие слова: «Мы просим освободить улицы и площади нашего города от подобных религиозных концертов, оградить наших детей от агрессивной религиозной пропаганды...»
— Администрация города так рачительно защищает права детей и говорит, что для них это первое, что имеет значение, но, тем не менее, почему-то, отказывая нам в проведении наших публичных мероприятий, в своих ответах указывает все-таки на жалобы граждан, — сочла нужным отметить Ольга Круглова. — И собственно, предметом-то оспаривания в данном судебном процессе является такое основание отказа, как жалобы граждан на проведение публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры, нарушающих их конституционные права на отдых.
— Ваша честь, вы зачитали одну из коллективных жалоб, там вполне указано, почему они жалуются, — не согласился представитель ответчика. — Они как раз жалуются, чтобы оградить детей. Основной мотив, лейтмотив всех недовольств граждан — это именно защита прав детей.
Выслушав мнения сторон и исследовав материалы дела, судья Смирнов отказал пятидесятникам церкви «Божья Слава» в удовлетворении заявленных требований, отметив в своем решение, в частности, следующее:
«Предложение перенести публичные богослужения в специально отведенные места в рассматриваемом случае было обусловлено наличием большого числа жалоб граждан, выступающих против проведения публичных мероприятий с использованием звукозаписывающей аппаратуры в заявленных местах; в жалобах содержатся просьбы оградить детей от агрессивной религиозной пропаганды. Кроме того, в районе указанной в уведомлении площадки между домами 9 и 10 на Покровском бульваре расположены спортивная детско-юношеская школа.., средняя образовательная школа №43.., что означает наличие в непосредственной близости от места проведения публичного богослужения большого количества несовершеннолетних. Между тем, учитывая их возраст и особенности психофизиологии, окажутся под угрозой их права на добровольное участие либо неучастие в богослужении, свободный выбор вероучения… Таким образом, поскольку в процессе согласования мест проведения публичных мероприятий заявителям были обосновано предложены адекватные по своему социально-политическому и религиозному назначению специально отведенные места.., а также, учитывая, что суду не было представлено убедительных причин отвержения предложенных специально отведенных мест, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителей каких-либо препятствий в проведении намеченных богослужений в специально отведенных местах, а, следовательно, реализации прав на мирные собрания, выражение мнения и исповедание религии…»
Представитель «Божьей Славы» Ольга Круглова сообщила корреспонденту «7x7» о намерении оспорить вынесенное решение в Верховном суде Коми и Европейском суде по правам человека.
Сергей Сорокин, «7x7»