Деревня Козловка Княжпогосткого района - типичный "медвежий угол", каких в нашей республике множество. Неизменный плюс этого места - изобилие прекрасных видов на окрестности, которые открываются, когда глядишь с высокого берега реки Вымь, а также изобилие клубящейся вокруг мошки, которая мешает наслаждаться этими самыми видами, что, конечно, - неизменный минус.
Фото Елены Соловьёвой
Зимой здесь живет всего три семьи, а точнее - шесть человек. Летом деревня преображается - наезжают шумные дачники. Дачниками они являются больше в чеховском смысле, выращивание и засолка своих огурчиков, без ГМО, - скорее некий приятный бонус, прибавляемый к обретаемому вдали от цивилизации душевному равновесию. Они возятся на огородах, топят бани, ловят рыбу и даже собираются вечерами у самых настоящих самоваров.
Презрев электрические чайники, дачники готовы по полчаса возиться со щепой и шишками, только бы добиться некой аутентичности, когда всё настоящее: и огонь, и вода не из под крана, и металлический сплав, который бог знает когда пошёл на изготовление бабушкиного самовара, и душистые травы, собранные только что прямо у забора. Это типичные городские, сбежавшие от суеты. Они посмеиваются сами над собой, над своими потугами. Но, в то же время, всё для них серьёзно, - в их жизни не хватает волшебства.
А ведь именно о волшебстве и речь. Кажется, этот товар не поставляется больше городом, с его суетой и цивилизованностью, когда все действия упрощены и лишены магии, потому что нет времени на ритуалы. Можно, конечно, и в городе найти вдохновение. Например, долго глядя в пасмурный день с высоты десятого этажа на людскую суету и слушая музыку в стиле амбиент. Но ведь постоянно что-то отвлекает: дела, обещания, встречи, звонки, электронные письма и сообщения в контакте. Только схватишь пролетающую музу за кончик полупрозрачного хитона, а её уже спугнул звук настойчивого рингтона, и кончик хитона выскальзывает из руки.
В глуши же не всякий оператор обеспечит связь, в интернет выбраться сложнее. А главное, ты уже сказал всем: я уезжаю в глушь, поминайте как звали.
Пленэр "Клюква" - не просто вылазка художников на охоту за музой. Официально это мероприятие называется экспериментальный международный пленэр визуальных искусств. Собственно на этом важность заканчивается.
Дело в истории: официально, при поддержке Сыктывкарского государственного университета и Министерства культуры РК, которые являются учредителями, пленэр проходит второй год. К организации подключился и Центр творческих инициатив «Югöр». Однако ездить в Козловку за вдохновением художники повадились куда раньше.
Хозяйка дома Ирина Алексеева и гостья из Таллина Ева Сеппинг
Началось всё с того, что более десяти лет назад дом здесь купила семья Алексеевых из Ухты. Дмитрий, предприниматель, издатель, и его жена Ирина, художница, - теперь вроде местной сельской интеллигенции. Их жизнь в Козловке, пожалуй, можно охарактеризовать как коми дауншифтинг.
- Я здесь живу, - говорит Дмитрий, - а поездки по работе в Ухту и Сыктывкар - это что-то вроде вахты.
Со временем семья купила в деревне еще пару домов, благо они здесь дёшевы. А когда несколько лет назад Алексеевы познакомились с сыктывкарской художницей Анжелой Размановой, возникла идея того, что в Козловку можно выезжать на пленэры. Художники скидывались на микроавтобус, загружали его холстами и красками, недельным запасом еды и ехали творить.
Виталий Окунь (Ижевск)
Олег Сизоненко (Ухта)
Теперь всё не так спонтанно, а география участников всё шире: Вот официальный список собравшихся: Разманова А.Р.(г.Сыктывкар); Базарова И.А.(г.Сыктывкар); Дурнев В.А.(г.Сыктывкар); Гауса В.(г.Сыктывкар); Прокушев Д.(г.Сыктывкар); Рочева Н.А.(г.Сыктывкар), Сизоненко О.В.(г.Ухта); Маслова А.В.(г.Ухта); Попов И.В.(Москва); Зарослов П.В.(г.Ярославль); Петровская В.(г.Ярославль); Карпачева О.В.(г.Вологда); Окунь В.(г.Ижевск); Сеппинг Е.(Эстония); Сажина А.(Эстония).
В день приезда художников в Козловку, 2 августа, сразу после обеда Анжела Разманова, организатор и куратор пленэра, пытается объяснить им суть нынешнего мероприятия:
Анжела Разманова (в центре)
- На самом деле в этом и есть интрига: как это место повлияет на ваше творческое воображение. Вот Ева (гостья из Эстонии) — мультимедиахудожник. она будет снимать кино, а может быть, что-нибудь и нарисует. Иллюстрация может быть любой, допустим непосредственно наивной. Я думаю даже, что участниками могут быть и не художники.
Художники тут же изображают непосредственность и наивность и предлагают куратору в качестве участника хозяйскую собаку Долину. Однако эту идею Анжела Разманова отвергает:
- Долина — это муза!
Главная цель нынешнего проекта - создание "Книги художника". О том, какой должна в итоге получиться "книга", похоже не знает пока никто.
Развивая тему о том, какой она должна в итоге получиться, Анжела говорит, что строгих рамок нет. Книга может быть деревянной, текстильной, глиняной, вышитой, расписной, фото-книгой, коллажем, фильмом. Создаётся ощущение, что она сама ещё определяется. Впрочем, это вполне естественно, творческий поиск, как окрестные тропинки, - ещё непонятно, куда они приведут, но в этом и состоит тайна, само ожидание разгадки которой так увлекательно.
Впрочем, у некоторых художников контуры того, что должно получиться в итоге, уже вырисовываются. Бывшая сыктывкарка Анна Сажина, живущая теперь в Таллине, показывает кукол, которые должны стать частью работы "Волк и семеро козлят". Предстоит сшить ещё шестерых ребятушек-козлятушек и волка с огромным животом на молнии, куда поместятся все семеро.
Разглядывая работу, художницы восторженно ахают - Анну всегда отличала не только оригинальность замыслов, но и особое внимание к деталям, вроде тонкого кружева на платье козы или миниатюрного ключика, висящего на поясе.
Созданные участниками книги будут сканировать, либо фотографировать (если формат большой), а затем отправят в Центр творческих инициатив «Югöр». К выставке, которая откроется 13 августа, должен быть сделан каталог.
Чтобы дополнительно пояснить суть нынешнего пленэра, Анжела Разманова рассказывает о том, что подобное искусство появилось и стало модным в артистической среде почти сто лет назад. Французские художники выпускали подобные книги в 20-х года ХХ века. Также она привела цитату известного русского художника и искусствоведа Владимира Фаворского, смысл которой состоит в том, что каждый раз, работая над произведением, он не пишет картину, а создаёт книгу.
- Наша задача как художников — нести какой-то правильный посыл. Я не скажу, что это должно быть, что-то о вреде пьянства на воде, может быть наоборот...
- О пользе, - подсказывают слушающие.
- Хотелось бы чтобы эта вещь была с юмором, была бы увлекательной и интересной. Но доминирующим все-таки должен быть не текст, а художественная часть.
Хозяин дома Дмитрий Алексеев, в свою очередь, обещает художникам не только оказывать всяческое гостеприимство, но и ездить, по возможности, в город, чтобы купить краски, холсты или другие материалы, которые могут понадобиться.
Пленэр на этот раз ожидали и некоторые трудности в плане организации. Они были связаны с тем, что в СыктГУ сменилось руководство. Пришли люди, которые ещё не были в курсе некоторых особенностей факультета искусств и мероприятий, которые обычно там проходят. Организаторам пленэра пришлось, что называется, начать сначала.
- Но они очень живо откликнулись и помогли в организации, - добавляет куратор.
После обеда и бесед за чашкой чая Дмитрий Алексеев ведёт художников на экскурсию. Изначально типичный городской житель, "дитя асфальта", как сам он говорит, теперь Дмитрий - кто-то вроде зачарованного странника или даже сталкера. А Козловка - что-то вроде зоны из фильма Тарковского, однако без подстерегающих опасных сюрпризов.
Дмитрий рассказывает об истории Козловки, упоминаемой первый раз ещё в 17 веке. Согласно переписи 1928-года, здесь жило более 1600 жителей. Хозяин утверждает, что места здесь действительно интересные, непростые. В соседнем Онежье огромный старинный храм, не так давно восстановленный. Неподалёку деревня Турья - родина знаменитого социолога Питирима Сорокина.
Сама Козловка тоже может похвастать знаменитостями. Дмитрий показывает художникам дом писателя Григория Спичака, здесь его родные места.
Побродив по Козловке, желающие отправляются в Онежье. Некоторых хозяин подвозит на машине, кто-то идёт пешком - село всего в километре. Довольно быстро дорога приводит нас к храму.
Процесс реставрации ещё продолжается. Но это не мешает собираться, по крайней мере по праздникам, православным верующим с разных концов республики, России. Чтобы отстоять здесь долгую сельскую службу при свечах приезжают даже из-за границы.
На следующий день художники с самого утра принимаются за работу. Им предстоит почти неделя напряженного и, хочется надеяться, упоительного труда.
Некоторые из этих работ после выставки в Центре творческих инициатив «Югöр», могут быть, как и в прошлом году, отправлены на выставки в Москву.
Пленэр в Козловске завершается 12-го августа. До этого, 7 августа, будет организована первая выставка, непосредственно в деревне. Увидеть и описать результаты мероприятия в этот день туда отправятся журналисты.
Точку, или, скорее, восклицательный знак, поставит концерт, который пройдет в деревне 9-го августа, когда художников навестят музыканты из Сыктывкара.