В Общественной палате Кировской области 25 июля состоялось заседание рабочей группы по контролю за правоохранительными органами, во время которого было рассмотрено обращение задержанного во время народных гуляний в Кирове 18-го июля общественного активиста Артура Абашева.
Напомним, что 24 июля Абашев написал заявление в Общественную палату Кировской области. В нем он попросил общественников обратиться к региональному начальнику УМВД генерал-лейтенанту Солодовникову, в котором потребовать провести с подчиненными разъяснительную работу о недопустимости применения физической силы к участникам мирных публичных мероприятий и необходимости соблюдения Федерального закона «О полиции».
На следующий же день за круглым столом собрались члены Общественной палаты Владимир Тарбеев, Сергей Улитин, Николай Кощеев, Николай Пихтин, Юрий Шлемензон, руководитель аппарата палаты Владимир Зайцев, начальник центра административного реагирования УМВД Илья Ульянов и Артур Абашев.
Первым выступил Илья Ульянов, отдававший приказ о задержании активистов 18-го июля:
— Я считаю, что действия сотрудников полиции были законными. Имелось нарушение 54 Федерального закона, ответственность за которое предусмотрена Кодексом об Административных правонарушениях, и для его пресечения, после неоднократных предупреждений о необходимости его прекращения, которые не дали результата, была применена физическая сила. Выражалось оно (шествие прим.ред.) в скандировании лозунгов «Путин-вор», «Свободу Навальному». «Путин-вор» — это бесконечно, наверно, полграждан города Кирова выучили это наизусть, в том числе и дети. Кстати, Артур Магсумович очень любит этот лозунг.
После этого свою позицию высказал Артур Абашев:
— Каких-либо требований сотрудников полиции о том, чтобы я прошел в машину для составления протокола, не было. Если я что-то нарушил, мне должны были сказать, что я задержан или буду доставлен, и предложить пройти в машину. На меня неоднократно ранее составлялись протоколы, и всегда это было так: я всегда проходил, брали объяснение, составлялся протокол, потом в суде я почти всегда доказывал свою невиновность, а в данном случае меня просто схватили, затолкали в машину и всю дорогу не объясняли куда везут.
После выяснения всех обстоятельств случившегося Сергей Улитин высказал свою позицию:
— Было бы целесообразно, поскольку активность граждан достаточно высока, от Общественной палаты направить Солодовникову обращение, только не с требованием о недопустимости применения силы к участникам шествий, а о порядке действий сотрудников полиции и их соразмерности, т.е. обращение к Солодовникову примем, чуть-чуть его расширим.
Завершил обсуждение глава рабочей группы по контролю за правоохранительными органами Владимир Тарбеев:
— Здесь, как и в любом конфликте, две стороны, и обе имеют определенную долю нарушений. Я больше чем уверен, они бы дошли до СИЗО, и ничего бы не случилось. Не было бы этого конфликта, который разжигает дополнительную агрессию у населения к полиции. Если бы сила не применялась, этого бы не было — это и должно быть отмечено в обращении к Солодовникову, надо соизмерять происходящее: если полиция контролирует обстановку, то физическую силу применять не надо.
Остальные присутствующие члены Общественной палаты поддержали позицию Тарбеева.
Добавим, что 18-го июля, после задержания двух активистов, остальные участники продолжили свой путь и дошли до СИЗО-2, в котором находился Алексей Навальный.