Судья Верховного суда Коми Александр Мищенко, под председательством которого с участием коллегии присяжных заседателей рассматривается уголовное дело в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, объявил перерыв в судебном заседании до 2 сентября. Председательствующий также попросил представителей сторон подготовиться к судебным прениям, которые назначены на 3 сентября.  
 
В сегодняшнем заседании председательствующий в процессе Александр Мищенко обратился к стороне защиты с вопросом о том, как долго та намерена представлять свои доказательства по делу в рамках дополнения судебного следствия. 
 
— Мы готовы закончить сегодня, — откликнулся защитник Фахрудина Махмудова адвокат Константин Рыбалов. 
 
— Я почему хотел у вас это выяснить, — начал свои пояснения судья. — Для того, чтобы сказать, что нас ждет впереди. А впереди нас ждет неприятность, и она существенная и влияет на весь ход нашей дальнейшей работы. Сегодня принята телефонограмма от присяжного заседателя №4: она очень больна, высокая температура, отечность и давление. Никак не может она прийти... Она в июне уже болела. Но, тем не менее, она не отказывается от участия в судебном заседании, хочет продолжить... В этой связи завершение судебного следствия мы переносим на 2 сентября, а 3 сентября мы начинаем прения...
 
Адвокат Рыбалов предложил обсудить вопрос о замене заболевшего присяжного заседателя одним из трех оставшихся запасных заседателей. Коллегу поддержал защитник Валентина Гаджиева адвокат Сергей Егоров, высказавший опасения по поводу дальнейшего затягивания процесса, продолжающегося уже полтора года: «Ваша честь, не получится ли так, что 2-го мы продолжим дополнять судебное следствие, а прокурор потом, с учетом дополнений, попросит еще время для подготовки к прениям?»
 
— За период времени, пока рассматривается дело, было столько форс-мажоров всевозможных, что я не знаю, чего и опасаться, — поделился с участниками процесса своими размышлениями председательствующий. - Жизнь такая штука, что я боюсь, не дай бог, за эти 45 дней что-то случится: ДТП, скоропостижная смерть, утонул, застрелили, улетел — не вернулся, политическое убежище попросил... И останемся мы с девятью присяжными. Я утрирую, конечно...
 
— Я считаю, что нужно все-таки произвести замену присяжного заседателя, — выслушав председательствующего, высказал свое мнение Константин Рыбалов. — Я считаю, что данный присяжный не может выполнять те функции, которые на него возложены, по объективным, уважительным для этого присяжного причинам. Человек — пожилой, больной. Количество запасных у нас является достаточным. Мы готовы сегодня закончить представление доказательств в рамках дополнений, и тогда уже сегодня мы уйдем на подготовку к прениям, и, выражаясь языком председательствующего, сохраним динамику и мобилизуем присяжных заседателей. Всем будет ясно, что 2 сентября мы выходим на завершающую фазу процесса, и процесс закончится в сентябре. И тогда не будет вот этой неопределенности для коллегии — сколько еще, полгода, год будет длиться... Если бы мы были в середине пути, то — да, конечно, этот вопрос был бы принципиальный... У нас люди, непризнанные виновными, сидят пятый год в тюрьме. Пятый год! А у нас то у прокурора совещание, то еще что-то. Поэтому прошу заменить. 
 
— Ну, давайте, не будем на прокурора... — попытался урезонить адвоката судья.
 
— Ваша честь, будем! Потому что на протяжении всего судебного следствия по нашей причине не было никаких затяжек. Вспомните, сколько времени нам потребовалось для представления доказательств, и как мы мобильно обеспечиваем представление в дополнениях.
 
Подсудимые поддержали своих защитников, а представитель гособвинения Алексей Панюков, напомнив о позиции самого присяжного заседателя, пожелавшего и дальше участвовать в судебном разбирательстве, попросил председательствующего «в целях сохранения коллегии сделать перерыв и обеспечить возможность участия присяжного заседателя в дальнейшем отправлении правосудия». 
 
Пригласив присяжных заседателей в зал заседаний, Александр Мищенко объявил перерыв в процессе до 2 сентября и попросил стороны подготовиться к судебным прениям, предварительно назначив их на 3 сентября.
 
Сергей Сорокин, «7x7».