10 июля в Общественной приемной главы Коми прошла прямая линия на тему "Коррупционные преступления в органах государственной власти". В течение часа на вопросы жителей региона отвечали представители СУ СК России по Коми, МВД по Коми, Прокуратуры Коми, ГУФСИН России по республике.


Началось все с довольно узких вопросов. Несогласные с установленными тарифами в сфере ЖКУ жители республики обрушились на руководство своих районов, приводили конкретные примеры, однако им посоветовали обращаться в соответствующие структуры в частном порядке.


Вопрос одного из жителей Прилузского района оказался гораздо более умозрительным: каковы, собственно, причины коррупции в органах госвласти?


— Все у них есть. Хорошие зарплаты, соцпакет и прочее, мне не понятно, — добавил мужчина.


На вопрос вызвался ответить первый замруководителя СУ СК РФ по РК Андрей Исаев. По его мнению, основные причины коррупции — нечистая совесть самого чиновника и отсутствие вышестоящего контроля.


— Мы расследуем дела, дела уходят в суд, суд выносит решение: иногда строгое, иногда мягкое, это на разные взгляды, — ответил А. Исаев.


И сравнил судебные решения по двум делам: бывшего главы Печоры Василия Торлопова и бывшего начальника колонии в Коми Виктора Стародубца.


Первый осужден на 7 лет колонии строгого режима. Второй, с учетом наличия у него рака 4 стадии, на те же семь лет, но условно. Что строго, а что нет — каждый оценивает сам.


— Если у чиновника есть совесть и самоконтроль, ни о какой взятке речи быть не может, — считает первый замруководителя Следственного управления по Коми. — Как вот было в героические советские времена: зерно или продукты несли люди, сами с голоду умирали рядом. Никто не смел чего-то брать. Сейчас некоторые чиновники на халяву могут себе позволить такое. Чтобы выявлять и пресекать такое, на то и существуют различные органы.


Конечно, коррупция есть и в этих структурах. В последнее время свои ряды активно "чистит", к примеру, руководство ФСИН республики. При отборе потенциальных кадров многие не проходят испытание полиграфом.


По словам А. Исаева, сейчас по этим причинам отмечают недобор в МВД по Коми порядка 300 сотрудников: полиция с трудом ищет тех, кто бы отвечал абсолютно всем требованиям.


— Удивляюсь, как вы так смело вышли с такой темой! — искренне обратился к участникам прямой линии дозвонившийся житель Усть-Кулома. Чем тоже, в свою очередь, удивил директора Общественной приемной главы Коми Галину Киселеву, которая пояснила, что обсуждать подобные явления — необходимо, и на этот раз инициатором выступило региональное Следственное управление.


Между тем, на "линии", помимо прочих, прозвучало и имя недавно арестованного руководителя администрации Княжпогостского района Виктора Попова, которого подозревают в злоупотреблениях должностными полномочиями при распоряжении муниципальным имуществом.


Аноним из Емвы сообщил представителям правоохранительных органов некоторую информацию, согласно которой В. Попов якобы незаконно некоторое время получал пенсию госслужащего, а также воровал на капремонтах. Теперь это предстоит проверить прокуратуре.


Присутствовавший на прямой линии представитель республиканского надзорного органа Михаил Нестеров заверил: для начала разобраться в ситуации поручат районному прокурору, и, если будут установлены признаки преступления, в отношении Попова возбудят еще одно уголовное дело. А, быть может, и не одно.


Еще одна тема — капремонт Дома культуры "Горизонт" в Сосногорске. Дозвонившийся местный житель сообщил: обновленный объект намеревались ввести в эксплуатацию еще этой весной. Деньги были выделены. Однако работы не только не окончены, а выполнены, по словам звонившего, лишь на 20 процентов и сейчас не ведутся вообще.


Этот факт проверяется полицией. Ситуация под контролем, заверил представитель Управления экономической безопасности МВД по Коми.


Интересовались и судьбой нынешнего главы Совета Сыктывкара Николая Курсакова. Мол, что он до сих пор делает на столь высоком посту, если в отношении него еще год назад возбудили уголовное дело по признакам злоупотребления полномочиями, повлекшего тяжкие последствия.


На это Андрей Исаев пояснил: Курсакова подозревают в преступлении, совершенном им в то время, когда он был директором МУП "Сыктывкарский водоканал".


— Будучи в должности главы города он никак не может препятствовать расследованию уголовного дела, поэтому к нему применялись другие меры, — добавил он.


Обсудили и тему перебросов в места не столь отдаленные, находящиеся на территории Коми, многочисленных мобильных телефонов и сим-карт. Потом снимки прямо из колоний оказываются в соцсетях.


Представители ГУФСИН подчеркнули: с проблемой борются.


Однако звонок не заставил себя ждать. На прямую линию буквально тут же позвонил осужденный из верхнечовской колонии с жалобами на нарушения по своему делу. Участники прямой линии, слушая мужчину, улыбались, помня о только что обсужденной проблеме. Дозвонившийся позже дал понять, что с легальностью его звонка все в порядке: звонит он по карте с таксофона, по официальному разрешению.


Наконец, Андрей Исаев поднял тему избирательности преследования глав администраций и муниципалитетов, иных должностных лиц, близких к органам госвласти. Следственные органы в последнее время нередко обвиняют в неком "заказе" на определенных лиц. Да и на саму прямую линию звонили с вопросами либо о подследственных, либо об уже осужденных. 


— В последнее время борьба с коррупцией не то что активизирована. Приоритетное значение поменялось. Если раньше к этому относились как к чему-то обыденному, то сейчас к этому относятся по-другому. — Есть такое понятие, как оперативная осведомленность, и именно в этот промежуток времени это совпадает. У нас в отношении определенных лиц и сейчас ведутся разработки. Наступит время, когда все всё узнают. Никакого "заказа" нет, — заверил А. Исаев.