- Какой вклад внесли вы и Комитет Спасения Печоры в привлечение внимания общественности и властей к ЧП в Усинском районе?
- Как принято говорить: «В начале было слово». Чтобы проблема решилась, сначала ее надо озвучить. И, кроме того, надо, чтобы о ней знало как можно больше людей. Сегодня первый шаг в решение проблемы, я думаю, достигнут. Практически все жители нашей республики знают, что на Колве существует такая проблема. Об этом знает моя соседка по этажу, об этом знает таксист, который вез меня недавно, об этом знают бабушки у подъезда. И когда эта проблема у всех на устах, от нее нельзя просто так отмахнуться, с ней надо что-то делать. Чиновники теперь знают, что все об этом знают и могут спросить с них: «А что ты сделал? А правильно ли поступил? Есть ли результат?» Вполне вероятно, что эта проблема не решится быстро, но то, что об этом говорят, это уже огромный плюс. Точно так же, когда порывы нефтепровода были около Нижнего Одеса, многие скептически относились ко всему. А в итоге, устав от скандалов, руководители компании выделили деньги на новый нефтепровод. На Колве ситуация очень сложная: там не одна нефтяная компания, аварийная ситуация может быть у любой из них. Должна быть правильная реакция и сотрудников самой компании, и надзорных органов. Ленивая реакция надзорных органов расслабляет нефтяную компанию.
- То есть, вынос в публичную плоскость – это инструмент решения проблемы?
- Это инструмент общественного давления. Если его не будет, то и проблема решаться не будет. Например, заслуга представителей «Гринпис», которые были на месте ЧП, в том, что они помогли прорвать информационную блокаду. В первые дни только три СМИ в республике писали об аварии. Я тогда обратилась на «7x7» к коллегам-журналистам с вопросом о том, сколько можно замалчивать эту проблему.
- Решение этой ситуации как-то зависит от местного населения, гражданских активистов?
- Сами колвинцы были очень активны: буквально караулили на берегу, ждали, когда нефть приплывет, чтобы все это зафиксировать. Когда она появилась, люди звонили в другие населенные пункты ниже по течению, говорили им встречать. Они писали, звонили, консультировались. Очень здорово помогла связь. Появление технических новшеств здорово помогло общественности. Когда были нефтеразливы в районе Нижнего Одеса, мы прямо с места ЧП звонили прокурору, оттуда вызывали сотрудников полиции.
Все подробности проведения баркемпа можно узнать в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». Мероприятие состоится, как и год назад, на туристической базе «Гажа вöр» (19-й км трассы «Коччояг-Слудка»).