Президент Владимир Путин 30 июня подписал закон о защите чувств верующих. Закон расширяет ст.148 Уголовного кодекса РФ (воспрепятствование осуществлению права на свободу совета и вероисповеданий). В нее внесены положения о санкции за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Наказания за это будут разными: штраф в размере до 300 тыс. рублей или зарплаты осужденного за период до двух лет; обязательные работы на срок до 240 часов; лишение свободы до одного года. Если деяния совершены в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, они будут наказываться штрафом в размере до 500 тыс. рублей. Предусмотрены и более жесткие наказания: обязательные работы до 480 часов, принудительные работы до трех лет или лишение свободы на тот же срок. Редакция «7x7» решила узнать, как будут измерять чувства верующих?
Фото Максима Полякова
Правозащитник Владимир Зубков: «Очевидно, нас ждет правовой коллапс через два-три месяца после подписания закона»
— Как измерять чувства верующих?
— Теперь, прежде чем отвечать на этот вопрос, я должен хорошо подумать, не оскорбляю ли я своим высказыванием чувства верующих. Возникнет правовой коллапс, и, безусловно, это вопрос станет предметом огромного количества судебных споров. Нас ждет огромное количество исков. Ведь есть явное противоречие с текстом вынесенного закона и последней практикой судов РФ, где было официально запрещено девочкам-мусульманкам ношение хиджабов в школах. А разве это не оскорбление религиозных чувств?! Есть и еще одна категория граждан, которых этот закон напрямую затрагивает и, возможно, оскорбит их чувства — это атеисты. А их высказывания теперь будут под запретом? Очень сложно понять, по каким причинам выбрана и столь жесткая мера наказания как лишение свободы. Полагаю, что можно было ограничиться штрафами, допустим, увеличенными в десятки раз. Лишение свободы — это уж точно перебор. Сама ситуация с принятием этого закона поставит в тупик не только граждан. В тупике будут и сами суды, когда нужно будет определять степень ответственности. Например, назвали священника священником, но не с приемлемой для него интонацией. Будет ли это оскорблять его религиозные чувства? Ведь никаких явных оскорблений он не услышал.
— Самый главный вопрос — каким образом можно будет «посчитать» чувства верующих, чтобы определить степень оскорбления, а значит, и степень наказания?
— Хотелось бы увидеть того великого юриста, который разрабатывал этого законопроект. Ведь у нас была аналогичная ситуация с законом о недопущении к преподавательской деятельности лиц, имевших судимость либо привлекавшихся к уголовной ответственности. Сейчас выяснилось, что это работа всего лишь одного депутата Государственной Думы. Последствия того закона сейчас вынужден, простите, разгребать Конституционный суд России. Очевидно, что и в настоящем случае поторопились. Невозможно в светском государстве принимать подобного рода закон настолько быстро, необдуманно, без учета мнений общественности, не определив, что подразумевается под словами «оскорбление религиозных чувств» и что такое «религиозная группа»? Это касается только официальных религий? Фактически сейчас будет четко определена группа лиц и конфессий, которые будут защищены государством. У нас ведь до недавнего времени и буддизм не считался религией. А какое-то количество религий вообще не имеет статуса официальной религии. Как быть с ними? Они будут защищены этим законом или нет? Я не представляю, как ответить на этот вопрос. Очевидно, нас ждет правовой коллапс по прошествии двух-трех месяцев после подписания этого закона.
Фото Андрея Шопши, "Красное знамя"
Писатель Григорий Спичак: «В вопросе оскорбления чувств верующих масса нюансов»
— Как измерять чувства верующих?
— Мой ответ на этот вопрос не будет однозначным. Я хочу предложить алгоритм размышления, а не ответ. Вот церковь… Там есть предел оглашенных и предел верных, а еще есть алтарная часть. Уже на алтаре есть и престол, а на нем священные предметы, которые используются в таинствах. А есть просто предметы… Вот, например, у мусульман, если ты что-то сделал с Кораном, то это считается оскорблением. В православии, если сделали что-то с Библией, это не проблема. Оскорблением чувств верующих является не само действие с какими-то предметами. Оскорблением является действие, которое бы совершалось нарочито, публично, с каким-то священным предметом, искажающим смысл веры, унижающего чувства человека. У вас же есть дома близкие сердцу предметы — например, фотографии близких? Если вдруг взять портреты ваших отца или матери и разместить на билборде, а еще и дорисовать что-то. Вы будете считать это оскорблением? Ответ однозначный. Но где граница — это тонкий вопрос. Для этого и существуют разные экспертные комиссии. Когда я был редактором «Вечернего Сыктывкара», сталкивался с экспертной оценкой. Тогда приглашались эксперты, которые оценивали, нарушает ли газета нравственные устои или нет. У нас была лента новостей, где была фраза «обляденевший Сыктывкар». Этот случай даже на городской планерке обсуждался, эксперт рассуждал, нарушает ли эта фраза общественную мораль или нет. В вопросе оскорбления чувств верующих тоже масса нюансов: есть вещи на грани фола, а есть явно оскорбляющие.
— Как же в судах будут определять, кому выписать штраф, а кого в колонию отправить?
— Судьи всегда субъективны. В любой стране мира есть масса казусов, когда люди разводят руками: почему правоприменительная практика в одном случае одна, а в другой — другая. Это проблема не России. У судьи есть люфт, разбег. Легче поставить вопрос профпригодности, ротации, проверок судей. Вопрос тонкий: здесь граммами, литрами, кубометрами нельзя измерить эти этические границы.
Фото на главной Семена Терешонкова