Выступая сегодня на заседании Президиума Государственного Совета Коми, председатель КРО Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова заявила: «Закону, предписывающему устроить инвалидам беспрепятственный доступ во все учреждения, уже больше 17 лет, но у нас, в Коми, сделано очень и очень мало».  
 
 
Фото Игоря Бобракова
 
 
Разговор об инвалидах зашел в связи с обсуждением реализации республиканской программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. О том, насколько актуальна проблема, говорят цифры, приведенные заместителем руководителя агентства по социальному развитию РК  Максимом Гановым. В Коми численность инвалидов составляет более 73 тысяч человек (из них более трех тысяч детей). Это более восьми процентов от общей численности населения. Если же сюда прибавить и маломобильных пожилых граждан, то эта цифра достигнет 270 тысяч человек, то есть треть всех жителей региона. Как выразилась по этому поводу Маргарита Колпащикова, «все становятся инвалидами, но не все до этого доживают».
 
 
Фото Игоря Бобракова
 
 
Из отчетов чиновников различных министерств и ведомств, только выступление руководителя агентства по физкультуре и спорту Николая Гордеева не вызвало вопросов и реплик со стороны представителей организаций инвалидов. Он сообщил, что по данным на прошлый год, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физкультурой и спортом, составляет пять процентов от общего числа этой категории людей. В детских спортивных школах открыто дополнительно 29 групп для таких детишек, и сегодня спортом занимаются 422 ребенка-инвалида. Планируется в рамках Года спорта открытие еще шести адаптивных групп. 
 
 
Фото Игоря Бобракова
 
А вот отчет министра здравоохранения Ярослава Бордюга (на фото слева) вызвал целый ряд нареканий. По словам Маргариты Колпащиковой, приобретаемые республикой передвижные флюографические и маммографические установки совершенно недоступны для людей с проблемами передвижения. 
 
— Туда и здоровому человеку забраться невозможно, — заявила председатель КРО Всероссийского общества инвалидов. — Что уж говорить о тех, кто испытывает трудности в передвижении. 
 
Общественница также поведала, что проводимая в медицинских учреждениях реконструкция совершенно не учитывает потребности инвалидов. В душевых кабинках высокие пороги, стойки медсестер и регистратуры расположены так высоко, что колясочники не могут до них дотянуться. В строящемся санатории «Серегово» из 400 мест только 25 предназначено для инвалидов. И еще, большая часть таких граждан не имеют дома компьютеров и не могут через Интернет записаться к врачу. А колясочник не может дотянуться до стойки информата, чтобы записаться по электронной очереди в поликлинику.
 
После выступления заместителя министра культуры Алексея Просужих Маргарита Колпащикова отметила, что в Коми нет ни одного учреждения культуры, доступного инвалидам. Есть такие, куда можно спокойно зайти, но туалет там расположен в подвале. Но есть и те, куда и зайти невозможно. 
 
Хуже всего обстоят дела на железнодорожном транспорте. По словам общественницы, Коми — единственное на севере направление, где абсолютно нет вагонов для проезда инвалидов. Мало того, что людям с ограниченными возможностями очень трудно подняться в поезд с наших перронов, иногда просто приходится залезать с земли. А как колясочнику попасть в вагон, если состав остановился на втором или третьем пути?
 
 
Фото Игоря Бобракова
 
 
— Государство сегодня тратит колоссальные деньги на то, чтобы создать рабочие места для инвалидов; предлагаются различные квоты, создание особых условий для образования, — заявила в заключении общественница. — А мы пришли к выводу, что если сегодня создать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам, то не нужно нам никаких таких льгот. Если у нас будет возможность свободно выходить из дома и попадать на тот объект, где комфортно можно работать, то все вопросы по льготам отпадут сами собой.
 
Однако 80 процентов объектов в Коми для инвалидов совершенно недоступны.
 
После заседания Президиума корреспондент «7x7» спросил Маргариту Колпащикову:
 
— В Сыктывкаре в последние годы построено огромное количество пандусов, но инвалидов-колясочников на улице не встретишь. Хотя в европейских городах таких людей — на каждом шагу. Почему они у нас не выходят на улицу?
 
— Колясочники не смогут выходить на улицу, пока у нас везде будут сумасшедшие бордюры, — ответила общественница.  — Не будет съездов, нормальных переходов, специализированных светофоров. 
 
— Значит, того, что сделано, крайне недостаточно?
 
— Это только начало, — деликатно заметила Маргарита Михайловна. — Нужно еще переоборудовать дома, дворы, улицы… Трудность в том, что мы не можем преодолеть барьерную среду. До того времени, когда инвалиды будут чувствовать себя полноценными людьми, увы, еще далеко.
 
 
Фото Игоря Бобракова