На продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, потерпевшая Валентина Стражникова заявила отвод председательствующему в процессе судье Александру Мищенко, который во вчерашнем и сегодняшнем заседании отклонил сразу несколько ходатайств инициативной группы потерпевших.
Вчера председательствующий Александр Мищенко оставил без удовлетворения заявленные в минувшую пятницу потерпевшими Глафирой Баженовой и Валентиной Передерий ходатайства о просмотре с участием коллегии присяжных заседателей видеозаписи интервью Антона Коростелева, снятом журналистом «Юргана» Эдуардом Бушуевым в колонии для осужденных к пожизненному заключению «Черный беркут», и прослушивании в присутствии присяжных же фонограммы телефонных переговоров между Пулялиным и Коростелевым, состоявшихся в 2006 году и перехваченных сотрудниками УФСБ по Коми.
Сегодня судья Мищенко отклонил еще несколько ходатайств потерпевших, в том числе, об исследовании с участием присяжных документов о розыске Валентина Гаджиева и старшего брата подсудимых Махмудовых Магомеда; заявления Асрета Махмудова от 10 августа 2010 года, в котором тот приводит мотивы о необходимости его допроса в связи с известными ему фактами о поджоге «Пассажа»; обвинительного приговора в отношении признанных поджигателями и осужденных к пожизненному лишению свободы Алексея Пулялина и Антона Коростелева и т. д. Большинство из этих ходатайств ранее уже заявлялось в суде и были отклонено, в том числе, в связи с особенностями судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Выслушав в сегодняшнем заседании оглашенный судьей текст постановления, потерпевшая Валентина Стражникова, потерявшая в «Пассаже» дочь, заявила:
— Ваша честь... Игра идет в одни ворота. На основании этого мы, потерпевшие, заявляем вам отвод.
— Вот эти товарищи, которые здесь находятся на скамье подсудимых, вместе с защитниками тоже считают, что игра идет в одни ворота, — откликнулся Александр Мищенко. — Судить о том, в одни ворота или в двое ворот, вы будете путем соответствующих...
— Ну, это наше мнение, — перебила председательствующего г-жа Стражникова. — Я имею на него право?
— Конечно, — констатировал судья. — Вы заявили официальное ходатайство об отводе. Мы его сейчас обсуждаем.
Потерпевшие Светлана Воронина и Ирина Никифорова, также находившиеся в зале суда, заявление об отводе поддержали. Поддержал его и Антон Коростелев.
— На усмотрение суда, — высказал свое мнение Алексей Пулялин, до этого неоднократно заявлявший отвод председательствующему. Следует заметить, что во вчерашнем заседании судья отклонил 17 заявленных Пулялиным ходатайств.
— По тем основаниям, которые были перечислены потерпевшими, закон не предусматривает возможности отвода, — высказал свое мнение защитник Фахрудина Махмудова адвокат Константин Рыбалов. — Прошу отказать.
Фахрудин и Асрет Махмудовы коротко согласились с мнением адвоката, а Валентин Гаджиев, который ранее не раз высказывал недовольство необъективным, на его взгляд, ведением председательствующим процесса, счел нужным заявить следующее: «Несмотря ни на что, в процессе бывает и такое, и такое — по-разному. Я доволен вашей работой и прошу в удовлетворении ходатайства отказать.
"Полагаю, что оснований для удовлетворения заявленного председательствующему отвода не имеется, — сделал заявление представитель гособвинения Алексей Панюков, — поскольку в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона председательствующий выполняет все указанные требования, сохраняя беспристрастность и объективность при рассмотрении настоящего уголовного дела, и никаких данных о том, что председательствующий лично — прямо или косвенно — заинтересован в исходе данного уголовного дела, не имеется и потерпевшими не приведено. Полагаю, что, в целом, все заявленные ходатайства разрешаются, даже иногда, если и вопреки позиции государственного объединения и вопреки позиции потерпевших, законно и обосновано".
Выслушав мнения сторон и проведя четверть часа в совещательной комнате, Александр Мищенко не нашел оснований для своего отвода в качестве председательствующего в процессе. Отказное постановление оглашалось в отсутствие потерпевших, покинувших зал судебных заседаний, не дожидаясь оглашения вердикта.
Сергей Сорокин, «7x7»