13 июня в Москве состоится совещание Правозащитных Комиссий Совета при Президенте России по проблемам получения иностранными гражданами убежища в РФ, их выдворения, депортации и экстрадиции, для подготовки по ним спец.заседания Совета.

Будут приглашены 3 комиссии: по правам человека за рубежом, по миграционной политике и по контролю за пенитенциарной системной. С краткими докладами могут выступить Е. Рябинина / В. Гефтер (убежище, экстрадиция), А. Бабушкин / А. Куликовский (необоснованные проверки полиции и ФМС, выдворение, депортация, положение содержащихся в ОВД и ЦСИГе), М. Буткевич (угрозы за рубежом лицам, ожидающим «высылки»), а также С. Ганнушкина с примерами по всем вопросам.


На совещании будет определена тематика спец.заседания, повестка дня, приглашенные,  будут конкретизированы тезисы для проекта рекомендаций Совета.


Если Вы хотели бы выдвинуть проблемы, вопросы, кажущиеся Вам важными для обсуждения и нахождения каких-то решений, донести актуальные моменты, Вы могли бы подготовить тезисы, которые Екатерина Коростелева — координатор Постоянной Комиссии по правам человека за рубежом СПЧ — могла бы озвучить.


На мой взгляд, проблем (помимо указанных в вашем тексте) еще три:

1. Положение лиц без гражданства в местах принудительного содержания (у которых нет никаких правовых возможностей для легализации: ни во время отбывания наказания, ни после освобождения); тут стоит сказать, что феномен ЛБГ — "чисто СССР-овский", и существует сегодня исключительно на просторах бывшего СССР; философски это означает, что распад СССР, на самом деле еще не закончился. ЛБГ серьезно поражены в правах: например, не могут оформить доверенность на представителей на защиту своих прав в судах, т.к. никаких документов не имеют; не могут оформить фактический брак, т.к. без паспорта ЗАГС отказывается с ЛБГ работать.

2. Положение иностранцев (ИГ) в местах принуд. содержания: когда права ИГ определены КРФ, но они не реализуемы: например, у ИГ есть право на свидания, но к нему никто не может приехать из далекой страны; или есть у ИГ право на получение посылок, но ему никто их не шлет из-за рубежа.


Таким образом, необходима общественная инициатива для создания фонда помощи ИГ, отбывающим наказание в МПС России.

3. При каждом органе власти созданы общественные советы, в т.ч. при ФМС (и рег. УФМС —  соответственно); в регионах, где осуществляется реализация гос. программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа (Россия приглашает русскоговорящих из всех стран мира на жительство в РФ; программа — бессрочная), также созданы ОС. Но эти самые ОС — не действующие, созданы, как мне думается, "для галочки", и как их заставить работать нормально — не понятно. У ОС есть очень важные полномочия, которые власть, по существу, узурпировала: общественный контроль за деятельностью органа власти в лице ФМС (во всяком случае в Калужской области именно такое положение с Общественным советом по реализации гос. программы "Соотечественник").