На состоявшейся в норвежском приграничном городе Киркинесе встрече Совета стран Баренцева ЕвроАрктического региона был также поднят вопрос о пресловутом термине «иностранный агент», который так настойчиво предлагают вешать в последнее время на российские НКО. 
 
 
Фото РИА-новости
 
 
Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг высказал мнение о необходимости развития гражданского общества и неправительственных организаций для полноценного сотрудничества в Баренц регионе.
 
 
— Особенно важно, чтобы у экологических организаций была возможность спокойно работать. Эта работа приносит немалые практические результаты, и очень важна для Баренц сотрудничества. Я рад, что нам удалось обсудить этот аспект с моим российским коллегой, — рассказал он на заключительной пресс-конференции в рамках Совета стран Баренцева ЕвроАрктического региона.
 
Российский премьер-министр высказал несколько иную точку зрения: 
 
— Контакты между жителями наших стран, так называемое «people-to-people cooperation», могут развиваться и без участия НКО. Гражданское общество — тема важная, но не номер один, и вряд ли будет ей когда-нибудь являться, — заявил Дмитрий Медведев. 
 
Несмотря на такие разногласия,  в тот же самый день стороны пришли к соглашению по Баренц сотрудничеству, которое закрепили в Баренц Декларации. В документе четко говорится: «Сотрудничество в области развития гражданского общества играет важную роль в продвижении идей устойчивого развития и установления контактов между жителями. Мы поддерживаем углубление  приграничных контактов и сотрудничества между НКО, молодежных организаций и средств массовой информации».
 
Норвежские журналисты попросили Медведева дать гарантию, что закон об «иностранных агентах» не ухудшит сотрудничество между Россией и Норвегией.
 
— То, как осуществляется контроль над российскими организациями — это внутреннее дело России, как бы это кому-то не нравилось. Пока ничего сверхъестественного не произошло. Не думаю, что этот закон может негативно сказаться на сотрудничестве между нашими странами. Любой законодатель обязан следить за применением законов. Если мы видим, что закон разумен и действует во благо гражданского общества, он должен быть сохранен, но в нашей практике были случаи, когда законы менялись, когда в этом была необходимость, — прокомментировал Медведев. 
 
 
В то же время стоит отметить, что Правительство России уже одобрило разработанные Минюстом поправки к закону о некоммерческих организациях, устанавливающие дополнительные основания для проверок НКО. Кабинет министров хочет разрешить внеплановые проверки некоммерческих организаций по заявлениям граждан и юридических лиц, а также в рамках изучения информации из СМИ.