Правозащитный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок» получил постановление Прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга, в котором организация обвиняется в нарушении административной статьи 19.7. об «иностранных агентах».
Прокурорские проверки кинофестиваля начались 21 марта, когда в офис организации неожиданно нагрянула «мобильная группа», состоявшая в общей сложности из 6 человек — сотрудников МинЮста, Прокуратуры, МВД. Требования силовиков были предъявлены на трех страницах с пунктами от А) до Ц). После предоставления документов 23 апреля в офисе «Бок о Бока» снова появился сотрудник Прокуратуры с новым списком — на этот раз на 6 страницах. Было видно, что в Прокуратуре более детально изучили деятельность организации и требовали все (!) фильмы, все документы, все печатные материалы. Срок предоставления материалов обозначили предельно короткий — следующий день, 24 апреля.
Спустя неделю, 30 апреля 2013 года, организация получила повестку в Прокуратуру. В повестке были указаны «нарушения» статьи об «иностранных агентах».
В Представлении кинофестивалю за подписью прокуратора Центрального района Санкт-Петербурга Д.Г. Бурдова вменяются два «нарушения» — издание брошюры «Международное ЛГБТ-движение: от местной специфики к глобальной политике», а также участие в кампании «Вместе остановим гомофобный закон», причем вменяется кампания против федерального законопроекта «о пропаганде».
Отметим, кинофестиваль «Бок о бок» проходит в Петербурге каждую осень с 2008 года. С 2009 года кинопоказы проходят и в других регионах России. Основной тематикой фильмов фестиваля являются проблемы гомосексуальности, трансгендерности и бисексуальности. Учредителем фестиваля является британская ЛГБТ-активистка Мэнни дэ Гуэр.
По мнению организатора кинофестиваля Гули Султановой, «по характеру составленного представления видно, что сотрудники Прокуратуры очень спешили, документ составлен на скорую руку, с большим количеством ошибок в датах (что в нашем случае крайне важно, учитывая срок вступления в силу закона об «агентах» — 21 ноября) и содержании. В представлении повсеместная подмена понятий: нам вменяется агитационная и политическая деятельность — за какую партию или политическое движение? Цитаты, доказывающие нашу “политическую деятельность”, смешаны и взяты из разных текстов и контекстов. Кампания “Вместе остановим гомофобный закон” проводилась нашей организацией в 2011 году против гомофобного закона в Петербурге и никак не связана с федеральным законом о “пропаганде”. Все это имеет подтверждения как на сайте, так и в пресс-релизах организации. Если судьи будут непредвзяты, и у них будет возможность услышать наши доводы и аргументы, они не смогут признать нас “агентами”. Наша деятельность носит общественно-полезный характер, мы работаем для российских граждан».
Оргкомитет кинофестиваля относится к закону об «агентах» как к антиконституционному закону, нацеленному на репрессии против правозащитных организаций. Сама необходимость вступления в реестр «агентов» является неправовой и противоречащей духу законодательства об НКО, о чем не раз говорили не только сами правозащитники, но и Министр юстиции А. Коновалов в январе 2013 года.
Судебное заседание в мировом суде состоится в конце мая 2013 года. Руководство ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок» заявило о намерении отстаивать свою правоту в суде, вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.