Правозащитная ассоциация "Агора" предложила всем российским НКО — вне зависимости от их местонахождения и сферы деятельности — помощь в судебном обжаловании предостережений и представлений прокуратуры.

 
По мнению экспертов "Агоры", любые документы о нарушениях, в которых прокуроры обвиняют НКО, можно и нужно обжаловать в суде. В то же время, заметили эксперты, обращаться с жалобами в вышестоящую прокуратуру смысла нет, поскольку проверки проводились по указанию самого главы надзорного ведомства Юрия Чайки.
 
"Основания для обжалования, как правило, имеются, — заявил глава "Агоры" Павел Чиков. — Прокуроры слабо знают свой собственный закон "О прокуратуре", не говоря уже о тонкостях законодательства об НКО". Между тем, добавил правозащитник, "встречаются судьи с независимой позицией". "Дерзкий наезд прокуроров на российский гражданский сектор должен получить мощный, но при этом законный ответ, коим должны стать многочисленные судебные процессы, освещаемые в СМИ по всей территории страны", — убежден глава ассоциации.
 
Юристы "Агоры" не исключили, что вскоре против НКО в массовом порядке начнут возбуждать дела по закону об "иностранных агентах". Именно так поступили, в частности, с ассоциацией "Голос" и ее руководителем Лилией Шибановой, которые на прошлой неделе были приговорены к крупным штрафам. "Поэтому судебное обжалование и публичное объявление о своей правовой позиции по отношению к действиям прокуратуры будет важно еще и из тактических соображений", — предупредили эксперты.
 
Также правозащитники добавили, что масштабные проверки, которые по состоянию на 29 апреля затронули 269 НКО в 57 регионах страны, не соответствуют требованиям закона "О прокуратуре" и противоречат приказам и указаниям федерального надзорного ведомства.
 
Так, информация о деятельности НКО, учредительные документы, в том числе имеющие отношение к финансированию организации, и данные о регистрации символики уже имеются в распоряжении Минюста, налоговой службы и иных госструктур. Кроме того, Росфинмониторинг, избиркомы, органы исполнительной власти и местного самоуправления располагают полной информацией о финансировании некоммерческими организациями терроризма, экстремизма, поддержке политиков, организации массовых акций.
 
Между тем, заметили эксперты "Агоры", указание Генпрокуратуры № 236/7 от 8 августа 2011 года прямо запрещает истребовать излишние данные и информацию, находящуюся в открытом доступе, а статья 21 закона "О прокуратуре" не допускает, чтобы надзорное ведомство выполняло функции других государственных органов.