На продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, председательствующий в процессе Александр Мищенко, отвечая на вопрос подсудимого Гаджиева, оказывается ли на него давление, заявил, что никакого давления нет и не может быть, и что суды в Коми «сами принимают решения вне зависимости от каких-либо обстоятельств».
Вчерашнее судебное заседание началось с оглашения председательствующим Александром Мищенко постановления, принятого по заявленному накануне защитником подсудимого Валентина Гаджиева адвокатом Сергеем Егоровым ходатайства о назначении судом пожарно-технической экспертизы по факту пожара в торговом центре «Пассаж». Напомним, обосновывая необходимость ее проведения, адвокат указывал, в частности, на выводы проведенного по его заказу двумя московскими экспертами-пожаротехниками с более чем 25-летним стажем работы исследования, которые в корне противоречат выводам имеющегося в деле заключения эксперта Александра Мальцева, стаж работы по специальности которого на момент производства экспертизы равнялся 1 году.
Сославшись на нормы статьи 207 УПК РФ («Дополнительная и повторная судебные экспертизы»), в соответствии с которой дополнительные и повторные судебные экспертизы назначаются «при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела» либо «в случае возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта», судья заключил, что «таких оснований для назначения экспертизы... по делу не имеется и фактически защитником не приведены», и отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
После оглашения вышеназванного решения в зал судебного заседания были приглашены присяжные заседатели, в присутствии которых участники процесса допросили Ольгу Щичко, главного бухгалтера нескольких предприятий, возглавляемых Фахрудином Махмудовым. Свидетель подтвердила алиби братьев Махмудовых в части их нахождения за пределами Ухты в разные периоды 2005 года.
Когда все интересующие стороны вопросы свидетелю были заданы, судья отпустил присяжных заседателей до следующего понедельника, традиционно напомнив им на прощание о том, чтобы они не занимались поиском дополнительной информации по делу, а в случае попытки какого-либо воздействия на них со стороны, незамедлительно сообщили об этом суду.
- Ваша честь, вы у присяжных интересуетесь постоянно, оказывается ли давление на них. Я бы тоже хотел узнать, а на вас оказывается ли давление? – обратился к Александру Мищенко подсудимый Валентин Гаджиев после того, как присяжные скрылись в совещательной комнате.
- Никакого, - уверенно заявил судья. - И не может быть.
Слова судьи вызвали в зале заметное оживление.
- Суд - независимый во всех отношениях, - счел нужным добавить председательствующий. - Телефонное право, если оно имелось, уже давно закончено. И когда такие вопросы возникают... Во всяком случае, я скажу за Республику Коми, это отсутствует в полном объеме... Суды сами принимают решения вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Это я вам, положу руку на сердце, говорю.
Сергей Сорокин, «7x7»