Уважаемые читатели «7x7»! Так получилось, что, в силу ряда причин,  мы еще не записали программу "7 мгновений недели" с Дмитирием Несанелисом. Но не отчаивайтесь! Уже в конце этой недели мы сможем услышать все, что думает Дмитрий Александрович по поводу последних событий в республике, России и мире.

Пока же хотим порадовать вас тем, что Дмитрий Несанелис ответил на заданные ему в комментариях вопросы в письменной форме.

Владимир Петров:

— Вы часто пишете об Усинске. Как Вы относитесь к этому городу, что Вас с ним связывает сейчас?


— Я приехал в Усинск в октябре 2009 года и начал работать заместителем генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ – Коми». Работать было необычайно интересно. Кроме того, в городе у меня появились не только добрые приятели, но и настоящие друзья. К их числу отношу руководителя общественной организации «Содружество» Дмитрия Латынина, директора ДСШ Александра Сакерина, блестящего менеджера,  руководителя УК «Универсал» Ирину Цыпящук, настоятеля храма во имя Иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» игумена Гермогена, священника того же храма, отца Арсения, муфтия Валиахмад хазрат Гаязова, бизнесмена Мурада Мамкеева. Очень рад, что у меня сложились добрые и конструктивные отношения с нынешним заместителем генерального директора ЛУКОЙЛ-Коми по связям с общественностью Евгенией Темной. Она деятельный и при этом доброжелательный человек и руководитель. В Усинске, еще работая в компании, удалось провести несколько очень ярких и полезных мероприятий. Едва ли не самое яркое — семинар  «Религиозный мир и национальное согласие». По результатам семинара был издан прекрасный сборник, высоко оцененный в России. Сейчас я совмещаю работу в правлении регионального фонда Мира с преподаванием в усинском филиале УГТУ. Провожу в городе нефтяников не меньше десяти дней в месяц. К сожалению, Усинск принес в мою жизнь не только радости и победы, но и очень тяжелые разочарования в некоторых людях, казавшихся близкими друзьями… Несмотря на это, я очень люблю Усинск, который считаю и своим городом тоже. Надеюсь, что эта любовь взаимна, хотя бы частично…


Ирина:

— Дмитрий Александрович, я училась в Поморском университете и с увлечением прочитала Вашу монографию о культуре народов Севера. Расскажите, как именно Вы, серьезный ученый, стали топ-менеджером нефтяной компании?


— Меня давно привлекала возможность соединения научных знаний с энергичной практикой. Такая возможность появилась после знакомства осенью 1999 года в Нарьян-Маре с замечательным человеком, ставшим потом моим другом, Алексеем Викторовичем Бариновым. Он был тогда генеральным директором ОАО «ЛУКОЙЛ-Архангельскгеолдобыча». Баринов познакомил меня с президентом компании Вагитом Алекперовым, показавшимся мне человеком грандиозного масштаба и стратегического мышления. Мне очень хотелось работать рядом с такими людьми, и это желание оказалось взаимным. В 2009 году я вернулся в ЛУКОЙЛ после некоторого перерыва. Считаю для себя огромной жизненной удачей, что в Коми мне довелось трудиться с двумя замечательными руководителями, Азатом Хабибуллиным и Петром Оборонковым. При этом основательная этнографическая подготовка, которая была получена в Сыктывкарском университете и Коми научном центре, очень помогала работать с муниципалитетами, национальными объединениями, землячествами.


Владимир Григорян:

— На сколько лет, примерно, осталось запасов нефти в Усинске? И что станет с городом, когда она закончится? Есть ли другие основы для его существования?


— Вопрос довольно сложный. У меня нет четкого ответа. Думаю, внедрение современных технологий, сопоставимых с теми, которые американцы придумали для добычи сланцевого газа, позволит продлить «нефтяной век» Усинска. Поэтому ближайшие лет 10-15 будут, вероятно, относительно благополучными и спокойными. При условии, что муниципалитетом будут руководить дальновидные и грамотные люди, действительно заботящиеся о развитии своей земли, а не устраивающие показуху на каждом шагу, как это нередко происходит сейчас. Но все-таки, нефтяной потенциал исчерпаем. Когда будут видны финальные горизонты, Усинск может  сохранить свое значение важного транспортного центра освоения севера Тимано-Печоры. Но для этого должна быть разработана и принята комплексная программа развития транспорта. По-моему, пока такой программы нет…


Владимир Петрович:

— Дмитрий Александрович, я иногда читаю Ваши статьи и эссе в региональной печати. Они производят благоприятное впечатление. Интересно читать. Планируете ли Вы написать новую большую книгу? Если да, то о чем она будет?


— Да, я очень хочу написать большую книгу. Но это будет не строго научное исследование. Там будет и политика, и религия, и нефть, и экология, и размышления о ноосфере. Хочу, чтобы основы книги были подготовлены к 2015 году. Потом попрошу близких друзей высказать соображения и рекомендации. Если они будут положительными, то, возможно, этот труд будет опубликован.


И.Н.Краев:

— Состояли ли Вы в какой-нибудь политической партии и как с этим дело обстоит сейчас?

— Я никогда не состоял ни в одной политической партии. Полагаю, в оставшуюся часть жизни в этом плане ничего не изменится.


Ольга Романова:

— Как Вы считаете, не слишком ли близкими стали отношения государства и РПЦ в наши дни ?

— Иногда мне кажется, что было бы лучше сохранять дистанцию. Или даже ее увеличивать. Прежде всего, это было бы неплохо для РПЦ.

— Здравствуйте, Дмитрий! Почему НК "Лукойл" не заинтересована в строительстве и вводе автодороги из Усинска на большую землю? Сейчас апрель, зимники закрываются. Снова люди будут мучаться, пытаясь выехать из Усинска, Печоры на автотранспорте. Важность дороги трудно переоценить. Но, кажется, никому нет до этого дела. Почему гигант "Лукойл" не помогает в решении этого вопроса?


— Проблему Вы очертили совершенно верно. При этом надо понимать, что ЛУКОЙЛ сполна платит налоги в бюджеты всех уровней. Кроме того, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
заключает ежегодно Соглашения о социально-экономическом партнерстве с муниципалитетами своей производственной деятельности, поддерживает общественные объединения, культурные мероприятия и т. д. Но строительство дороги,
о которой Вы говорите, требует многомиллиардных вложений. Нужны какие-то сверхвеские причины, чтобы компания финансово включилась в этот проект.  Какие-то, наверное, масштабные преференции со стороны государства. Иначе это не возможно, по-моему…


Зырянин-язычник:

— Как Вы думаете, почему в России РПЦ пошла по пути искажения учений Христа и навязывала учения, противоречащие ЕГО философии, то есть РПЦ явилась антиподом Христа.


— Сохранить и пронести через века учение Спасителя в полной чистоте, наверное, вообще невозможно. Но важно другое: как православный христианин я разделяю веру в то, что, несмотря на исторические какие-то ошибки и неизбежные слабости, наша Церковь сохраняет полноту благодати. Проще говоря, причащаясь после исповеди, мы приобщаемся к самому Христу. Мы верим также, что именно Он — Глава нашей Церкви. Поэтому какие-то моменты земной церковной жизни вызывают огорчение и даже скорби, но и не более того.


Анастасия:

— Сохраняете ли Вы какие-то отношения с компанией "ЛУКОЙЛ-Коми", в которой раньше работали?


— Конечно, я сохраняю самые добрые отношения с коллегами в Усинске, Ухте, Нарьян-Маре и других городах. Достаточно регулярно посещаю и головной офис компании в Москве. Где-то это отношения просто личные и дружеские, а порой мы обсуждаем и профессиональные вопросы. Надеюсь, так будет и впредь.


— Кому вы служите интересам науки или интересам капитала?

— «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Полагаю, эти интересы не обязательно противоречат друг другу. Я считаю правильным работать с частными
компаниями, которые, в свою очередь, готовы помогать развитию науки. Хотя и совсем не в тех масштабах, в которых это необходимо. Российский частный бизнес не понимает пока, что развитие фундаментальной и прикладной науки — это его будущее. Есть люди, которые стараются это крупному бизнесу разъяснить. Я принадлежу к их числу.

— Расскажите, вы изучаете Каббалу через учителя или по книжкам?


— Я никак не изучаю Каббалу. Имею о ней самое общее представление из книг по иудаике. Считаю, что изучение Кабалы — это не хобби и не развлечение, а очень ответственный духовный выбор человека. Я иду другим путем.

Виталий Шахов:

— Дмитрий, Вы обладаете большим (если не уникальным) опытом в деле формирования имиджа фигурантов самого разного толка... Что бы Вы могли сказать о роли Юрия Спиридонова в формировании Усинска? Есть противоречивые мнения, а тема вам близка. Только огромная просьба: обойдитесь без математических теорем и чересчур сложных формулировок. Пожалейте потенциальных слушателей.


— Виталий, большое спасибо за добрые слова! Думаю, Юрий Алексеевич сыграл очень значительную роль в становлении Усинска как центра нефтяной индустрии и как города высокой культуры. При его личной и энергичной поддержке были построены многие замечательные объекты. В том числе, если я не ошибаюсь, и городской Дворец культуры, краса и гордость Усинска. Именем Спиридонова назван сейчас стадион. По-моему, это справедливо.