Сегодня в морге городской больницы мурманчане прощались с выдающимся общественным деятелем Евгением Уткиным.

 
 
Фото из архива Владислава Трошина
 
 
Он родился в 1946-м году в Архангельской области. Был рыбаком, лесником, грузчиком, публиковался в местных газетах. Активно участвовал в общественной жизни Заполярья. Принял непосредственное участие в становлении демократического режима в России — 22-го августа 1991 года Уткин собственноручно поднял Российский флаг на флагштоке над зданием
Мурманского областного Совета депутатов. Неоднократно отстаивал свои права с помощью голодовок и пикетов. Был одним из основателей экологического фонда «Зеленая ветвь». В 2003 году был парализован, и с 2007 года проживал в доме-интернате для престарелых. Несмотря на это и на то, что передвигаться Евгений мог лишь в инвалидном кресле, он оставался активным гражданином Мурманска и продолжал организовывать многие мероприятия и акции, направленные на охрану окружающей среды и прав человека.
 
 
Фото из архива Владислава Трошина
 
 
Евгений Георгиевич скончался 3 апреля. Сегодня с ним прощались те, с кем он дружил, и кому помогал. Многие из пришедших проводить в последний путь Евгения Уткина говоили о том, что это был очень непростой человек, со сложным характером, но при этом с яркой активной гражданской позицией. 
 
 
Ольга Ха, представитель общественной организации «Луч надежды»:
 
Я узнала, что такое «права человека», именно от него. Я раньше думала: кто такие «общественники», чем они занимаются. Но сейчас я сама «общественник». Бывает, что когда с человеком живешь, общаешься, работаешь вместе, но он не становится для тебя судьбоносным. А бывает,  что с таким человеком соприкоснулся, и это настолько влияет на
твое будущее! Таким человеком в моей жизни стал Евгений Уткин.
 
 
Римма Николаева — Консультант отдела Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области :
 
У него был сложный характер, его многие не любили за его «колючесть», резкость, прямоту. Я его знаю с 1996 года. Думаю, такого человека больше не будет, находясь в обездвиженном состоянии, он еще умудрялся думать не только о себе, но и о рядом лежащих. О молодежи, которой нужно помочь. Поэтому его память останется в наших сердцах.
 
 
Вячеслав Пайкачев, правозащитник:
 
Останется в памяти неординарный человек. Особенно переживал он, чтоб люди берегли
природу, это была его идея фикс. Ну и яростно боролся с чиновниками, которые не выполняют свои должностные обязанности, с прокурорами, с полицейскими. Я помню эту борьбу достаточно ясно, еще, наверно, и полгода не прошло. Можно ли назвать его правозащитником? Можно. В своем понимании он, конечно, был правозащитником. Но
в основном он отстаивал права, касающиеся его лично. Вот то, что ему было близко, то он и защищал.
 
 
Андрей Золотков, руководитель «Беллона Мурманск»:
 
Я впервые с ним столкнулся 24 года назад, в апреле 1989 года. Я тогда был народно избранным депутатом, и он пришел ко мне оспаривать Советскую Конституцию. Мы с ним довольно долго занимались перепиской с Москвой, правда, это все оказалось безрезультатно, но я все равно познакомился тогда с теми идеями, что Уткин продвигал. А потом мы уже в 2006 году начали сотрудничать. Последний факт яркой деятельности, где мне пришлось участвовать в 2006 году, —  у него была идея в Мурманске один из троллейбусов пустить с рекламой общественных организаций, он тогда был уже инвалид, не мог. И я занимался этим делом с троллейбусным парком, и нам это удалось, бесплатно этот троллейбус несколько лет ходил по городу Мурманску! У него было много интересных идей, которые трудно осуществить без денег. Были у него и «закидоны», которые нельзя было воплотить в реальное дело. Мне много приходилось ездить к нему в больницу, в дом престарелых, могу сказать одно: Женя — это человек, с которым можно было сотрудничать, спорить, это был адекватный человек.
 
 
Владислав Трошин, действительный член Русского географического общества :
 
Мы с ним и дружили, и ссорились по принципиальным вопросам, а по-человечески всегда оставались друзьями. Когда он тяжело заболел, мы постоянно были на связи. Жалко, что уходят последние из тех, кто начинал демократическое правозащитное движение у нас. И у меня сохранились фотографии с самого первого пикета протеста, который был организован им. Его и не любили, но уважали всегда. Даже с бывшим губернатором Мурманской области Евдокимовым сколько он ссорился, но всегда находили общий язык. Сколько ссорился с представителями власти, но каждый раз выходили на какой-то «конструктив». Вот это была характерная черта Евгения Георгиевича. К сожалению, он был всегда одиночка, он старался все делать сам. Он себя не завязывал ни в одну структуру, не любил с ними связываться. Но болезнь оказалась сильней. Нам его будет очень не хватать, потому что таких людей буквально единицы.
 
Фото из архива Владислава Трошина