Процедура общения с военным комиссариатом Марий Эл (такая же ситуация, вероятно, и в других регионах) в последние годы заметно усложнилась. Для ответа на простейшие вопросы журналистов г-ну Сидоркину (а именно он возглавляет военный комиссариат республики), как правило, требуется одобрение его непосредственного руководства из Штаба Приволжско-Уральского военного округа. И лишь раз в год (максимум — дважды) г-н Сидоркин снисходительно упрощает непреодолимые в обычное время условности.
Этой весной у военного комиссара появился повод не только проанализировать цифры текущей призывной статистики. Неожиданно, став легко доступным для журналистских вопросов, он поразмышлял и над ближайшими глобальными перспективами. Увеличивается доля контрактников — уже к 2017 году профессиональная армия России будет насчитывать почти полмиллиона. В нынешнем году контрактников набирается на четверть миллиона. Следует заметить, что контрактники — одна из любимых тем г-на Сидоркина. Существует даже подозрение, неподтвержденное пока, впрочем, что военное руководство спускает регионам план по вербовке профессионалов. Что касается плана по призывникам срочной службы, то он неизменно уменьшается: если осенью в армию отправили полторы тысячи новобранцев, то этой весной рассчитывают лишь на тысячу молодых жителей республики.
По словам военкома, продолжится практика выделения особых категорий призывников. Это женатые и имеющие детей призывники. Их распределят в близрасположенные войсковые части, чтобы призывник не отлучался далеко от семьи. Напомнил военком и о новшестве последнего времени: при вынесении призывной комиссией вердикта о годности к строевой службе имеют право присутствовать родственники призывника. Более того, им разрешается сопровождать признанного годным срочника к месту службы.
Марий Эл достаточно давно имеет реноме региона, поставляющего дисциплинированных и очень способных к военной службе солдат. 77% молодых людей, прошедших медицинское освидетельствование, признаны годными к прохождению службы. Однако, казалось бы годных, но недисциплинированных, проходящих по графе «уклонисты», накопилось в республике достаточно. Настолько, что их число вдвое превысило количество призывников. Одно из самых серьезных нетрадиционных наказаний, которым могут быть подвергнуты уклонисты Марий Эл, с точки зрения военного комиссариата, — запрет на работу в качестве госслужащего. Из традиционных наказаний — прокурорское преследование. 64 дела сейчас находятся на рассмотрении в надзорном органе. Движения по ним нет, поскольку в движении часто меняют место жительства сами уклонисты. Срединный путь, то есть альтернативную гражданскую службу, по традиции выбирает ничтожно малое число призывников. В этом году таковыми станут четыре жителя республики.