В отделе литературы по искусству Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова открылась выставка-просмотр «Черно-белые сны Алексея Германа», посвященная памяти великого российского кинорежиссера.
 
Это несколько книг, энциклопедий и журналов, сборник Германа и Светланы Кармалиты «Что сказал табачник с Табачной улицы и другие киносценарии», фильм «Мой друг Иван Лапшин» – все, что удалось найти в фонде Добролюбовки. Посетители могут ближе познакомиться с личностью и творчеством Алексея Германа (1938-2013), открыть для себя его фильмы, изменившие мир. 
 
Из последних приобретений библиотеки – книга Антона Долина «Герман: интервью, эссе, сценарий», изданная  в 2011 году. Автор имел возможность вести с мастером многочасовые беседы, из которых узнал самое главное о его происхождении, родителях, военном детстве, оттепельной юности и мытарствах в лабиринтах советской кинематографии. Он выяснил, как рождался новый киноязык, разобрался в том, кто такие на самом деле Лапшин и Хрусталев, и чего ждать от пятой полнометражной картины Германа («Трудно быть богом»), работа над которой велась больше десяти лет. В сборник также включены эссе Антона Долина – своеобразный путеводитель по фильмам Германа. 
 
В книге приведены интересные воспоминания мастера о раннем детстве, которое ему довелось провести в Архангельске. Отец будущего режиссера был переведен спецкором на Северный флот, плавал на корабле «Гремящий», начиная с 1943 года из Полярного в Архангельск (один из самых опасных маршрутов в мире). На момент переезда Алексею Герману было три года, но запомнилось многое… 
 
Кстати, именно в Архангельске он впервые попал в кино, это был фильм «Пиноккио», который показывали в английском интерклубе. Несколько зарисовок из книги А. Долина (вспоминает Алексей Герман): «Все, кто там жили, называли Архангельск «доска-треска-тоска». Город был деревянный. Не только дома деревянные, а мостовые, улицы… Когда Архангельск довольно внезапно начали бомбить, все это запылало, и жить там стало очень опасно. Мы переехали на Кузнечиху, на окраину города. Помню бомбежку. Мама ушла, я остался один и вышел на улицу. Горела мостовая, горели тротуары, горели дрова, небо было абсолютно красным с черными прожилинами. Полыхало все. Я вернулся и залез под кровать. Через час прибежала мама: она купила переднюю ногу лошади и ее волокла, не могла бросить…»
 
В душе истинных ценителей киноискусства восторг вызывает творчество Алексея Германа, его кинематограф – одно из самых значительных и наименее изученных явлений в мировом искусстве последнего полувека.