На продолжающемся в Верховном суде Коми рассмотрении уголовного дела в отношении Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, обвиняемых в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» в 2005 году, жертвами пожара в котором стали 25 человек, вчера, 26 февраля, был допрошен Нариман Абдулжамалов, работавший водителем на предприятии Фахрудина Махмудова. Свидетель подтвердил показания своего бывшего руководителя, данные накануне, о том, что в марте и июле 2005 года тот находился в Республике Дагестан. Также сторона защиты попыталась донести до присяжных заседателей свою версию происхождения загадочного семисекундного телефонного звонка, сделанного за месяц до трагедии из принадлежащего Махмудову магазина «Строймаркет» на квартиру бабушки Алексея Пулялина, ранее признанного судом виновным в поджоге «Пассажа» и приговоренного к пожизненному заключению.

 
Магазин "Строймаркет". Сгоревший "Пассаж" находился через дорогу.
Фото с сайта uhta.net 
 
Допрошенный во вчерашнем судебном заседании Нариман Абдулжамалов, в 2005 году работавший водителем на предприятии Фахрудина Махмудова, а в настоящее время являющийся менеджером принадлежащего Махмудову же ухтинского магазина «Строймаркет», подтвердил показания своего руководителя, которые тот дал накануне, подробно рассказав об их совместной поездке в середине марта 2005 года в Дагестан на годовщину смерти отца Махмудовых и о совместном полете из Ухты в Махачкалу и пребывании в Дагестане с 8 по 28 июля того же года: тогда подсудимый в качестве гостя побывал на трех свадьбах, отмечавшихся 9, 24 и 26 июля, в том числе, на свадьбе самого Наримана.  
 
А где 9 июля находился Махмудов Асрет? – спросил у свидетеля защитник Фахрудина Махмудова адвокат Константин Рыбалов. Он был на свадьбе?
 
Нет, на той свадьбе я его не видел.
 
Следующий вопрос свидетелю задал защитник Асрета Махмудова адвокат Михаил Момотов:
 
 Нариман, скажите, пожалуйста, а на вашей свадьбе 24 июля Асрет Махмудов был?
 
Да, был, конечно.
 
А вы знаете, когда он приехал в Дагестан?
 
Г-н Абдулжамалов высказал предположение, что Асрет в сопровождении приятеля приехал в Дагестан на машине «где-то в середине июля».
 
А вот на вопрос защитника Валентина Гаджиева адвоката Сергея Егорова, правильно ли он понял, что 20, 19 и 18 марта 2005 года Асрет Махмудов не мог находиться в Ухте, свидетель ответил уверенно:
 
Это 100%, потому что мы вместе находились в Республике Дагестан. 
 
Вам знаком телефон 52-0-31? спросил у своего бывшего водителя Фахрудин Махмудов, когда очередь задавать вопросы свидетелю дошла до него. 
 
Это рабочий телефон «Строймаркета»... Он и сейчас действует.
 
Напомним, в находящейся в уголовном деле и уже исследовавшейся в судебном заседании распечатке тарификации телефонных звонков за 2005 год значится семисекундное соединение с вышеупомянутого номера телефона, установленного в принадлежавшем Махмудовым и находившемся напротив сгоревшего «Пассажа» магазине «Строймаркет», на номер домашнего телефона бабушки Алексея Пулялина – Пулялиной Валентины Григорьевны. Этот звонок, зафиксированный компьютерной программой 15 июня 2005 года в 20 часов 40 минут, то есть менее чем за месяц до трагедии, по версии следствия, является одним из доказательств существовавшей связи между заказчиками преступления (подсудимыми) и его исполнителями – Алексеем Пулялиным и Антоном Коростелевым, имеющим в нынешнем процессе статус потерпевших. Как известно, сами потерпевшие и подсудимые – категорически заявившие о своей непричастности к поджогу – такую связь отрицают, утверждая, что не были знакомы друг с другом.  
 
А где он (телефон – «7х7») стоит? – задал следующий вопрос Фахрудин Махмудов.
 
У диспетчера. Внизу, на 1 этаже. 
 
Отвечая на последовавшие затем вопросы со стороны гособвинителя Юрия Овчинникова, Нариман Абдулжамалов, в частности, сообщил, что «Строймаркет» в будние дни работал то ли до семи, то ли до восьми часов вечера.   
 
А кто мог находиться в магазине «Строймаркет» после 20.00, когда уже не работал сам магазин? – поинтересовался у свидетеля гособвинитель.
 
Уборщица, если только. Охрана. 
 
Диспетчеры во сколько с работы уходили? 
 
После семи.
 
А сотрудники продавцы там, менеджеры и т. д. они тоже в 19 уходили или позже? – обратился к менеджеру «Строймаркета» Константин Рыбалов.
 
Ну, пока переоденутся, приведут себя в порядок… Потом уходили, конечно.
 
После того, как вопросы к свидетелю иссякли, адвокат Рыбалов обратился за разъяснениями к Фахрудину Махмудову: «Можете вы нам пояснить, до какого часа могли покупатели посетить «Строймаркет» и как долго после закрытия могли еще там находиться сотрудники?»
 
Да, конечно, могу. Магазин «Строймаркет» никогда до семи часов не работал.  Он всегда и сейчас работает до восьми часов, в воскресенье до пяти... Ровно в восемь часов для посетителей дверь закрывалась. Но оставшихся в магазине посетителей надо было обслужить. Кассы работали. Последний покупатель обслуживался, потом, когда покупатели уходили, снимается касса. Администрация все это время находится в магазине... Минимум, до девяти, до полдесятого магазин не закрывается... В материалах уголовного дела это есть, это все будет исследовано. 
 
Следующий свой вопрос Константин Рыбалов адресовал Алексею Пулялину: «Мы допрашивали вашу бабушку и вашего дядю в один из дней, которые пояснили, что иногда ошибались звонили на домашний телефон вашей бабушки и спрашивали такси. Припоминаете?
 
Такое было на самом деле.
 
А не можете нам пояснить, какие номера телефонов такси были в тот период, в 2005 году, в Ухте?
 
Какие я помню?.. задумался Пулялин. Их очень много было. Все единицы, все двойки, все пятерки, все четверки, потом 5-40-60, если я не ошибаюсь…
 
Вы сказали, все четверки. Был телефонный номер такси в Ухте, состоящий из пяти четверок?
 
Да, был. 
 
Адвокат попросил у суда разрешение представить присяжным заседателям для обозрения список телефонных соединений с номера 52-0-31. После того, как это было сделано, Константин Рыбалов подвел итог: «Мы исследовали два телефонных соединения с этого номера: одно соединение с Пулялиной Валентиной Григорьевной, и через одну минуту соединение с такси. Эти соединения были в 20:40 и 20:41». 
 
В этот период времени, с 20 часов до 21 часа, кто мог пользоваться телефоном 52-0-31? – обратился адвокат к своему подзащитному.
 
В это время мог пользоваться администратор. Также, когда в восемь часов магазин закрывается, то заходить нельзя, но остаются покупатели… Также все работники, кто не ушел… После этого приходит уборщица… Или техработники. Когда магазин закрывали, они оставались где-то нужен был ремонт, потому что мы к тому времени месяц, как открылись. И каждый мог пользоваться этим телефоном. 
 
Фахрудин Алибегович, ответьте на вопрос, кто звонил 15 июня 2005 года в 20:40 с телефона 52-0-31, который находился в здании «Строймаркета», Пулялиной Валентине Григорьевне? Вам известно, кто звонил? – проставил перед подсудимым вопрос гособвинитель Овчинников.
 
Могли звонить работники…
 
Нет, вы скажите, вам известно, кто звонил? – прервал подсудимого прокурор. 
 
Нет, мне не известно.
 
Спасибо. 
 
Фахрудин Алибегович, а вы сами 15 июня где находились? – оставил за собой право на последний вопрос Константин Рыбалов.
 
С 5 июня по 20 июня меня в городе не было, с супругой и двумя детьми я был в Турции.
 
Сергей Сорокин, «7x7»