В пятницу, 15.02.2013 г. члены рабочей группы ОНК КО А.Чейченец (г.Обнинск) и Л.Мосеева-Элье (г.Калуга) посетили исправительную колонию\ИК-3 (рецидивисты и повторно осуждённые на строгом режиме) и ИК-2 (рецидивисты и повторно осуждённые на общем режиме; эта колония к 2010 г. станет тюрьмой строгого режима на 728 заключенных\ЗК, и ИК-2 готовится к этому уже сейчас; тюремное население не возрастает, хотя помещений для жилья и работы имеется на 1000 ЗК; часть из них будет сноситься, часть перестраиваться, часть возводиться заново).

При посещении ИК-3:

1. сменился начальник; нынешний - пришёл из ИК-5 две недели назад (так что не мы его водили по СУОН\строгие условия отбывания наказания, ПКТ\ЕПКТ\Единое помещение камерного типа, а ходили за ним, т.к. начальник пока ещё знакомится с колонией), он - бывший калужский ОМОНовец, и ЗК о нём говорят как о "своём", в отличии от бывшего - "из Омска"); с ним в колонию пришли служить несколько милиционеров.

2. в этом году в колониях будет "сериал" КВН, и начата подготовка отборочных туров; нач. демонстрировал в колониальном клубе умение не только держать гитару, но и петь не плохим баритоном, даже совместно с местным тюремным шансонье (!)

3. в ИК-3 - перелимит!!! Спят заключенные по очереди :(
В ПКТ нашли ЗК, который томился в одиночке уже 10 суток за ... сон днём. При том, что у него НЕТ своего спального места.

4. родственники жаловались, что туалет не  работает, а очередь на свидание и передачи - большая (я видела это сама: полное помещение народа, душно и сыро).

5. проверили СУОН: от туда в течение месяца освободилось больше 10 чел. Мы нашли это правильным. Но проблемы остались: жаловались ЗК на медицину (нет достаточно лекарств), на отсутствие вытяжки и полочек в душевой; как правило, из 10 леек работает лишь половина (такая же ситуация в калужском СИЗО-1, где, к тому же, - по мнению ЗК - тюремщики моют своих собак, унижая достоинство заключенных).

6. Андрей Львович привёз заключенному, увлекающемуся правозащитой - книгу Конституции РФ с комментариями; я привезла, как всегда, свежие областные газеты "Весть" и журналы от Л.Пономарёва.
С периодикой в колонии - туго.

7. Нач. колонии попросил миграционных консультации по проблемам лиц без гражданства\ЛБГ в колонии.

В ИК-2 к грубым нарушениям я бы отнесла:

1. постоянный и упорный "шмон" (другого слова я не подберу!) членов ОНК: меня заставляет нач.колонии сдавать, даже, дамскую сумочку с необходимыми мне при посещении вещами; неумеренно интересуется нач. ИК содержимым моей дамской сумочки, даже когда я не прошла через рамку! И это единственная в КО колония, где нач.так подозрительно себя ведёт. Естественно, мы ведём себя так же и ЗК ведут себя - так же: поскольку НИКАКОГО! индивидуального подхода к ЗК в колонии НЕТ: все уравнены, а, если ты - выделяешься - грозят Смоленской психушкой.

2. Отбывает наказание в ИК-2 телевизионщик, человек творческой профессии: телеоператор (знакомый Павла Вепринцева с НИКА-ТВ): жалуется, что не дают возможности никакому проявлению индивидуальности, помногу месяцев жалобы не уходят из колонии на волю, в т.ч. судебные жалобы.

Воспитатель колонии по фамилии Сниткин запрещает подписываться ЗК, например, на журнал "Новое время"\New Time. Воспитатель в ИК-2, что тебе инквизитор: самолично решает, какой из российских журналов является экстремистским, а какой нет!

К этой же категории нарушений прав человека в МПС я бы отнесла беседы с ЗК: нач. колонии крайне не любит (и давит на ЗК), когда мы предлагает ЗК беседу наедине.

3. в ИК-2 ЗК жаловался, что тазик в душе - по тюремным нормативам - предоставляется на 3 ЗК: нет возможности постирать в бане и помыться, кроме как под душем. Родственники жаловались, что в зимнее время очень холодно в комнате свиданий (+10 град.), а свои обогреватели не разрешают проносить.
Нач.колонии подтвердил, что ИК-2 "запитано": и по воде, и по эл. энергии, и по канализации, и по проч. - от ИК-3, и, если случается авария в ИК-3, сразу три колонии готовят пищу для ЗК на ... кострах! Колонии - старые, и аварии бывают с завидной периодичностью.

PS
поскольку работа по посещению тюрем - общественная, не оплачиваемая, но мы - члены ОНК - обязаны делать записи посещений в спец.журнал колонии, констатируем с сожалением: в журналах ИК-3 и ИК-2 стоят только наши с Ан.Чейченцем записи: получается, что остальные 10 членов ОНК - не работают. И тут возникает вопрос в Общественной палате Калужской области, которая рекомендовала этих людей в Областную Наблюдательную комиссию.