Гражданские активисты из Марий Эл, пытавшиеся критиковать региональные власти и главу региона, неизменно становятся пациентами психиатрических клиник. Неужели у них что-то с головой не то, или же дело в возвращении иезуитской практики тоталитарного советского режима, объявлявшего ненормальными всех инакомыслящих и подвергавшего их принудительному «лечению» в дурдомах?
Очередная история с принудительной отправкой на психиатрическую экспертизу произошла на днях с активистом Левого фронта Павлом Толмачёвым. Его принудительно доставили в Республиканскую психиатрическую больницу поселка Семеновка. Пресс-служба РОО «Человек и Закон» приводит такие подробности: «Около 6 часов утра сотрудники полиции явились в деревенский дом, где Павел проживает со своей матерью. По словам молодого человека, он даже шнурки не успел завязать. Больного гриппом его доставили сначала в Килемарский отдел полиции, затем в психиатрическую больницу».
Причем уже в больнице выяснилось, что экспертиза не может быть проведена – Павел Толмачёв отказался от нее, ссылаясь на отсутствие своего адвоката. Примерно в час дня он уже был свободен, имея при себе новую повестку теперь уже с иной датой экспертизы: 21 февраля 2013 г.
Правозащитники также напоминают, что изначально повестка о проведении психиатрической экспертизы была назначена Павлу на 7 февраля. Активист направил в прокуратуру города Йошкар-Ола жалобу на незаконность назначения психиатрической экспертизы. Одновременно он поставил в известность сотрудников следственного комитета о том, что не явится на экспертизу, поскольку ему не вручена копия документа (а назначение экспертизы обжаловано прокурору). Таким образом, время проведения экспертизы «de jure» должно было автоматически перенестись до рассмотрения жалобы по существу.
Кстати, в день экстренного вывоза Павла на так и несостоявшуюся экспертизу в Йошкар- Олинском городском суде должно было состояться судебное заседание с его же участием. И поскольку он не смог быть одновременно в двух разных местах, состоялся перенос и этого процессуального действия. Новое судебное заседание назначено на 24 февраля.
Помещение в психушку в Марий Эл как-то незаметно стало наиболее практикуемым способом воздействия на вечно чем-то недовольных гражданских активистов. То прорываются в святая святых – к Дому правительства со своими дурацкими вопросами, то публикуют какие-то разоблачительные прожекты. Выражать недовольство открыто в Марий Эл чревато как минимум психиатрической экспертизой. Ей также сопутствуют уголовные дела, вызывающие вопросы со стороны правозащитных организаций. Вот и Павел Толмачёв подозреваем не просто в сумасшествии, а и в призыве к массовым беспорядкам и клевете в адрес Главы правительства Марий Эл.
Его предшественнику, Андрею Свистунову (он не так давно также прошел подобную экспертизу), инкриминируется «призыв к свержению строя», «Защита и оправдание терроризма».
Евгений Пирогов провел два месяца на психиатрическом обследовании в Республиканской клинической психиатрической больнице им. Акад. В. М. Бехтерева (г. Казань) после одиночного пикета, устроенного им возле здания правительства и личной беседы с главой Республики Марий Эл. Недавно в правозащитную организацию «Человек и Закон» обратился четвертый кандидат в сумасшедшие. Александр Лебедев подозревается органами предварительного следствия в клевете в адрес Главы Марий Эл. Ему тоже назначили психиатрическую экспертизу.
– То, что сейчас происходит в Марий Эл, настораживает и вызывает серьезную озабоченность. Процессуальные гарантии людей, привлекаемых к уголовной ответственности по такой категории дел, не соблюдаются. Получается, что для того, чтобы выстроить правовую позицию по делу и узнать, что же имеется у следствия, человеку нужно буквально «зубами вырывать» документы. – Так комментирует сложившуюся ситуацию сопредседатель РОО «Человек и Закон» Сергей Подузов. – С другой стороны, по мнению следствия, получается, что здравомыслящий человек не может критиковать Правительство и его Главу в Марий Эл. А если он делает это в нынешней ситуации, то его нужно обязательно протащить через психиатрическую экспертизу, чтобы удостовериться в его вменяемости. Но мне кажется, что это не самоцель. Важно показать несогласным возможности государственного принуждения и
различных инструментов, с помощью которых можно воздействовать на человека.