Международный фестиваль «Баренц спектакль» начал свою работу в приграничном норвежском городе Киркинесе. Кинопоказы, дискуссии, перфомансы – концерты – все это нон-стопом в течение недели! На открытии 10-го юбилейного фестиваля в Северном Королевстве присутствовал и корреспондент «7x7».
Фото Александра Борисова
Вступительное слово, предваряющее начало работы главного зимнего культурного события Баренц региона, сказал кронпринц Хокон — наследный принц Норвегии. Но чем прекрасен «Баренц спектакль» - так это своей доступностью для всех творческих людей. Поэтому познакомиться можно было не только с членами королевского семейства, но и с питерской арт-группой «Что делать?», выступавшей на одной из площадок фестиваля.
Российские художники представили «Приграничный мюзикл», который демонстрировался в уличном снежном кинотеатре, и, несмотря на мороз -25, собирал зрителей. Почему? Очевидно, его тема знакома многим жителям не только Киркинеса, но и всей Норвегии. История проста и стара как мир: Таня из небольшого городка Мурманской области - Никеля - эмигрирует с сыном к новому мужу в Финмарк, но оказывается, что и Северное Королевство
далеко от идеального общества. Ее ребенка может всегда забрать служба опеки, а при общении на бытовом уровне с норвежцами она натыкается на стену непонимания. Критическое искусство требует пристально изучение темы, поэтому авторы фильма вынашивали идею его создания 2 года. И, тщательно изучив весь пласт проблем приграничья, сняли мюзикл в рекордный срок – всего за 3 дня.
Дмитрий Виленский, участник арт-группы «Что делать?»:
Фото Александра Борисова
- Наши работы довольно известны в арт-мире, и когда на нас вышли представители исследовательского отдела из арт-академии из Осло, они предложили нам что-то сделать про Норвегию, в нашем музыкальном стиле. Про Норвегию мы не стали делать, предложили, чтоб работа была о границе между Норвегией и Россией. И мы изучили все напряженные моменты, и начали писать сценарий.
- А в чём напряжение? Где оно?
- Мы всегда работаем с такими структурами власти – например, в России репрессии, они явно видны. А в Норвегии вроде бы все замечательно, спокойно. Но делать вид, что тут все замечательно – это наивно. И мы стремились показать, насколько все сложно. Задача искусства такая…
- Критическое искусство какие в данный момент проблемы выводит, что
говорится «на чистую воду»?
Ольга «Цапля» Егорова, участник арт-группы «Что делать?»:
Фото Александра Борисова
- Мы показываем 2 типа добра, которое таинственным образом борется друг с другом. Просто я так заметила, что в природе добро редко когда борется со злом, в основном добро борется с добром. И все герои нашего фильма – они хорошие, просто они попадают в нехорошие ситуации. И наша героиня – русская женщина – она отправляется в Норвегию, но борется со
своими внутренними шахтерами. Они у всех есть эти внутренние шахтеры. И получилось критически, но на самом деле мы конструируем простые ситуации. А выходят – критические!
- И выходит чеховский маленький человек – он всегда будет подавлен, пока
есть государство?
Дмитрий Виленский:
- История Норвегии и России показывает, что репрессии осуществляются иначе. Критика репрессий в России – довольно таки легкая вещь, потому что они откровенны. Их никто не скрывает и не пытается делать вид что их нет. А в Норвегии это все более закамуфлировано, но с другой стороны существует большая европейская традиция критики вот таких шизоидных моментов европейской цивилизации, и их необходимо развивать. Собственно говоря, это фильм о воспитании, разных его типах. Одно – патриархальное – связано с насилием, второе – с такими мягкими формами контроля, который оказывается не менее репрессивным и приводит иногда к трагическим ситуациям.
- Спасибо, и последний вопрос: так что такое «Что делать?»?
Ольга «Цапля» Егорова:
- «Что делать?» – это группа которая состоит из 10 человек. Частично философов, частично художников-мыслителей. И все мы думаем, что наша задача – пытаться изменить этот мир.
Фото Александра Борисова
«Тикающий Баренц» – таков лозунг «Баренц спектакля» 2013 года. И он звучит для каждого по своему, это может быть сигнал тревоги или умиротворенный маятник. Важно то, что на одну неделю небольшой сонный приграничный городов точно встряхнет от спячки.